23.10.2002
|
Экспертное заключение
О поправках в закон о РЦБ
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "10" октября 2002 г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Poccийской Федерации Г.Н.СЕЛЕЗНЕВУ
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российском Федерации отклоняю Федеральный закон "О внесении изменении и дополнении в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 13 сентября 2002 г, одобренный Советом Федерации 25 сентября 2002 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания н обнародования, по следующим основаниям.
- Федеральный закон существенно расширяет предмет регулирования Федерального закона "О рынке ценных Бумаг", о том числе регулирует отношения, возникающие при обращении финансовых инструментов рынка ценных бумаг, включая производные финансовые инструменты (фьючерcные н форвардные контракты, опционы, свопы). С учетом специфики производных финансовых инструментов наиболее целесообразным является их регулирование о отдельном федеральном законе.
- Как следует из предлагаемой редакции статьи 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", к финансовым инструментам рынка ценных бумаг относятся любые ценные бумага. Указанное положение неоправданно расширяет сферу действия Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и создает ситуацию, при которой возникает конкуренция норм различных федеральных законов, регулирующих обращение иных ценных бумаг.
- Федеральный закон устанавливает, что перечень ценных бумаг, являющихся предметом маржинальных сделок, определяется договором брокера с клиентом в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти (предлагаемая редакция статьи 3 Федеральною закона "О рынке ценных бумаг"). Тем самым права сторон договора будут ограничиваться на основании акта федерального органа исполнительной власти, что противоречит Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации, которые устанавливают, что такое ограничение возможно только федеральным законом.
- Федеральный закон содержит положения, устанавливающие, что федеральный орган исполнительной власти определяет требования к ценным бумагам, подлежащим обязательному допуску к листингу на фондовом бирже, включению ценных бумаг в соответствующий перечень ценных бумаг и исключению их из такого перечня. Практически речь вдет о том, что за федеральном органом исполнительной власти закрепляется функция по отбору эмитентов, ценные бумаги которых могут обращаться на организованном рынке, что cуществеyно ущемляет права как эмитентов, так н профессиональных участников рынка цепких бумаг.
- Федеральный закон устанавливает, что размещение ценных бумаг иностранных эмитентов в соответствии с иностранным правом, удостоверяющим права в отношении эмиссионных ценных бумаг российский эмитентов, осуществляется на основании разрешения федерального органа исполнительной власти. При этом в Федеральном законе отсутствуют критерии и порядок выдачи такого разрешения. Тем самим ограничение прав участников гражданского оборота допускается на основании актов федерального закона исполнительной власти, а не федерального закона. Кроме того, указанные положения Федерального закона практически предполагают выход за пределы юрисдикции Российской Федерации.
- Дополнительной проработки требуют положения Федерального закона, касающиеся деятельности финансового консультанта. Участие финансового консультанта не должно предоставлять привилегий участникам рынка.
- Федеральный закон дает возможность федеральному opгану власти по своему усмотрению расширять перечень документов, представляемых для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Перечень таких документов должен быть определен в федеральном законе. Аналогичное эамечание касается отчетов об итогах выпуске.
- Федеральный закон предусматривает определение перечня неких регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, федеральным органом исполнительной власти. Данное положение противоречит Конституции Российской Федерация и Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации".
- Положения Федерального закона, касающиеся права на подачу иска о возмещении ущерба, причиненного владельцу ценных бумаг, которые устанавливают ограничение на обращение в суд, фактически лишают владельца ценных бумаг судебной защиты, что противоречит Конституции Российской Федерации.
- Положения Федерального закона, устанавливающие структуру федерального органа исполнительной власти, противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации".
С учетом изложенного Федеральный закон нуждается в существенной доработке, без которой не может быть одобрен.
В.Путин
|