М Н Е Н И Е    Э К С П Е Р Т О В

Архив
 
23.05.2001

Заключение
на Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части регистрации облигаций, регулирования эмиссии ценных бумаг и деятельности финансовых консультантов на рынке ценных бумаг) Правительства РФ

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части регистрации облигаций, регулирования эмиссии ценных бумаг и деятельности финансовых консультантов на рынке ценных бумаг) (далее - Проект) Правительства РФ содержит ряд изменений к действующему законодательству о рынке ценных бумаг Российской Федерации многие из которых вызывают ряд вопросов и замечаний, а также сомнений в отношении действительных возможностей эффективного использования норм данного закона и целесообразности внесения предложенной Проектом редакции изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".

Так, пунктом 1 Проекта вводится определение некого нового субъекта предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг, именуемого финансовым консультантом на рынке ценных бумаг. Данное лицо, по смыслу Проекта, вправе оказывать эмитенту услуги по подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг. Непонятно в связи с чем, деятельность по консультированию эмитентов ценных бумаг, закрепляется на уровне Федерального закона "О рынке ценных бумаг", такое выделение данной деятельности в отдельный вид деятельности на рынке ценных бумаг, представляется нецелесообразным.

В пункте 2 Проекта предлагается часть вторую статьи 3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" дополнить нормой, устанавливающей, что брокером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, исключив, таким образом, возможность осуществления брокерской деятельности гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

В пункте 3 Проекта предлагается, изложив часть вторую статьи 13 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в новой редакции, указать, что фондовая биржа определяет список ценных бумаг и иных финансовых инструментов, допущенных к обращению на бирже в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом фондовая биржа вправе устанавливать дополнительные и более высокие требования к допуску ценных бумаг к обращению на бирже. Данная норма Проекта предлагает установление в Законе дополнительного полномочия ФКЦБ России по регулированию вопросов составления списков ценных бумаг и иных финансовых инструментов, обращение которых на бирже является допустимым. Проект предоставляет ФКЦБ России право собственными нормативными актами ограничивать или разрешать торговлю ценными бумагами и любыми иными видами финансовых инструментов (содержание понятия финансовых инструментов Проектом не раскрывается).

В пункте 4 Проекта предлагается в абзаце втором статьи 14 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" указать, что к обращению на фондовой бирже допускаются ценные бумаги в процессе размещения и обращения, прошедшие предусмотренную настоящим Федеральным законом процедуру эмиссии и включенные фондовой биржей в список ценных бумаг, допускаемых к обращению на бирже в соответствии с ее внутренними документами и требованиями, устанавливаемыми нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг" второе предложение, допускающее обращение на бирже лишь тех финансовых инструментов, которые установлены законодательством, предлагается исключить. Данные изменения направлены на то, чтобы закрепить в законодательстве о рынке ценных бумаг право ФКЦБ России как органа федеральной исполнительной власти самостоятельно устанавливать обращение определённых объектов гражданского оборота рынке ценных бумаг на основании ведомственных нормативных актов ФКЦБ России.

Пункт 9 Проекта устанавливает дополнение статьи 22 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в соответствии с которым проспект эмиссии ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) либо органом, осуществляющим в соответствии с нормативными и правовыми актами Российской Федерации функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Проспект эмиссии ценных бумаг иных юридических лиц утверждается органом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не предусмотрено законом. В данном случае, относя решение данного вопроса к компетенции совета директоров, а в некоторых случаях исполнительного органа иных юридических лиц Проект существенно расширяет возможности для правонарушений прав акционеров и участников данных юридических лиц, кроме того, данный вопрос не относится к предмету регулирования Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в соответствии со статьёй 1 Закона. Вопросы принятия решений руководящими органами юридических лиц регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и иными федеральными законами, в частности, Федеральным законом "Об акционерных обществах".

Проект устанавливает, что часть одиннадцатая статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", устанавливающая перечень случаев предоставления профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации о своих операциях с ценными бумагами, должна быть расширена и не конкретизирована. Предлагается дополнить данную часть нормой о том, что информация должна раскрываться профессиональными участниками рынка ценных бумаг в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, какие случаи имеются в виду в Проекте не сказано, из чего можно сделать вывод, что данный вопрос вновь относится Проектом на усмотрение ФКЦБ России.

Часть 12 статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", устанавливающую, что профессиональные участники рынка ценных бумаг раскрывают указанную информацию не позднее пяти дней после окончания соответствующего квартала или после соответствующей разовой операции путем уведомления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг или уполномоченного ею органа, предлагается изложить в новой редакции в соответствии с которой порядок и сроки раскрытия информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или ФКЦБ России.

Согласно пункту 14 Проекта предлагается первое предложение пункта 4 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (Федеральная комиссия устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчётно - депозитарной деятельности) изложить в новой редакции предоставив ФКЦБ России право устанавливать обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности, а также устанавливает критерии качественного корпоративного управления. Ни один из предложенных Проектом терминов в тексте Проекта не конкретизирован, нет соответствующих норм и в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг", в связи с этим, включение в Проект данной нормы без её конкретизации нецелесообразно.

Пункт 6 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (ФКЦБ России устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах) предлагается дополнить словами, аннулирует лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг в случае нарушения нормативных правовых актов ФКЦБ России, установив таким образом, что лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг может быть аннулирована по решению ФКЦБ без указания каких - либо законных оснований для подобного решения федерального органа исполнительной власти.

Пункт 13 Проекта предоставляет ФКЦБ России неограниченные полномочия по определению перечня финансовых консультантов и устранению любых из них при наличии любых оснований, при чём данными финансовыми консультантами, исходя из определения финансового консультанта, данного Проектом, является профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность.

Пункт 15 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", устанавливающий, что ФКЦБ России разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, предлагается изложить в редакции, позволяющей ФКЦБ России разрабатывать методические рекомендации и давать разъяснения по применению законодательства, регулирующего отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг. Таким образом, ФКЦБ России в соответствии с Проектом наделяется полномочиями по авторитетному толкованию законодательства, что является слишком широким полномочием для органа исполнительной власти уровня ФКЦБ России.

Пункт 15 Проекта предлагает статью 45 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" дополнить частью, устанавливающей, что Экспертный совет при федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг принимает решение о включении эмитентов в перечень эмитентов, соответствующих критериям качественного корпоративного управления и об их исключении из указанного перечня, таким образом Экспертному совету при ФКЦБ России, Проектом предоставляется беспрецедентные полномочия по установлению нарушений правовых норм, действующих на рынке ценных бумаг, что не соответствует статье 43 и 45 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", предоставляя Экспертному совету при ФКЦБ России не свойственные ему функции.

С учётом изложенного, данный Проект изменений к Федеральному закону "О рынке ценных бумаг", предоставляя неограниченные полномочия ФКЦБ России как федеральному органу исполнительной власти, вместо ограничения, имеющихся и исходя из действующих норм Закона, не конкретизированных полномочий, не содержит ни одного варианта улучшения процесса регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а напротив, расширяет сферу полномочий ФКЦБ России, одновременно устраняя те немногие ограничения в рамках закона "О рынке ценных бумаг", обязывавшие орган исполнительной власти действовать в соответствии с законом. Не предлагая ни одного по настоящему прогрессивного изменения, Проект обеспечивает благоприятную "почву" для злоупотреблений, массовых нарушений прав и законных интересов инвесторов, эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и расцвета коррупции.

Юридический отдел
ПАРТАД

 

23.04.2001 По вопросу правовых основ маржинальной торговли на российском фондовом рынке
 
09.04.2001 По вопросу принятия ФКЦБ России постановления "О порядке выдачи разрешений ФКЦБ на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг" (далее - Постановления.
 
29.03.2001 Предварительное экспертное заключение на законопроект по внесению изменений и дополнений в закон "О рынке ценных бумаг" внесенный группой депутатов Государственной Думы РФ (В.Тарачев и другие)
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100