М Н Е Н И Е    Э К С П Е Р Т О В

 
 
07.06.2001

Справка по тексту законопроекта
"Об инвестиционных фондах" (ко второму чтению)

Сходство и различия корпоративных (акционерных) инвестиционных фондов (АИФов) и фондов доверительного управления (паевых - ПИФов, ОФБУ и т.п.) в мировой практике:

1. Все инвестиционные фонды занимаются сбором и инвестированием средств в основном частных лиц.

2. ПИФы по определению - фонды роста, т.е. не выплачивают текущего дохода; АИФы - фонды текущего дохода, выплачивают дивиденды. По этой причине ПИФы, как правило, фонды крупных инвесторов, АИФы, как правило, фонды мелких и средних инвесторов.

3. ПИФы - имущественные комплексы, объекты права; АИФы - юридические лица, субъекты права.

4. АИФы более совершенная, чем ПИФы правовая форма. У АИФов акционеры имеют право на управление, например: на замену управляющего, и на дивиденды, у ПИФов владельцы паев - нет ни того, ни другого права.

5. Обычно отличают коллективные фонды разных правовых форм, в интересах защиты вкладчиков имеющие особое регулирование и особое налогообложение, от не коллективных - индивидуальных, семейных, имеющих упрощенное регулирование и не имеющие налоговых преимуществ.

Претензии к законопроекту (общие положения):

6. Президент дал отрицательное заключение на законопроект после первого чтения, т.е. на концепцию принимаемого законопроекта, особенно отметив необоснованность смешения регулирования в одном тексте двух правовых форм.

7. Весь текст ко второму чтению сплошная поправка (не более 5% текста осталось от первого чтения).

8. Закон не прямого действия. Слишком много отсылочных норм к Решениям ФКЦБ.

9. Нарушение типологии и признаков инвестиционных фондов по сравнению с принятыми в мире.

10. Имея обобщающее название "Об инвестиционных фондах" законопроект не описывает все имеющиеся в России виды инвестиционных фондов, в частности законопроект не регулирует ОФБУ (Общие фонды банковского управления), которые по своей природе являются ближайшими родственниками паевых фондов.

11. Всего 8 статей законопроекта про акционерные фонды, 23 статьи про паевые фонды.

12. По сравнению с мировой практикой законопроект уменьшает права акционеров АИФов даже по сравнению с обычными акционерными обществами:

  • ликвидируется единоличный орган управления (дирекция), обязывает передать все права единоличного органа управления как представителя собственников-акционеров только управляющей компании;
  • в результате усложняется процедура смены неэффективного управляющего и оперативного контроля над его деятельностью со стороны собственников-акционеров;
  • не в интересах собственников ограничиваются условия договора с управляющим, предусматривается только одна база начисления вознаграждения управляющего - до 5% от активов фонда (в мировой практике если избирается эта база, то ставка около 1 %), не предусматривается в качестве базы для начисления вознаграждения управляющего, например: доля, от дохода полученного в результате управления активами фонда.
  • с ликвидацией единоличного органа управления, как представителя собственников, и передачей его функций управляющей компании не ясно, кто будет голосовать от имени фонда по пакетам акций находящимся в собственности фонда управляющая компания или Совет фонда, учитывая, что управляющая компания управляет несколькими фондами - очевиден конфликт интересов собственников фондов и управляющей компании.

    13. По сравнению с мировой практикой искусственно увеличиваются права пайщиков закрытых ПИФов - вводится собрание пайщиков закрытых паевых фондов. Одновременно регулирование деятельности этого органа управления не прописано, а законопроект отсылает к нормотворчеству ФКЦБ. Кроме того, появляются различия между паями закрытых и открытых паевых фондов по объему прав владельцев этой (этих), как указано в законе "ценной бумаги".

    14. Необоснованно распространение традиционных требований по ликвидности активов к открытым АИФам на требованиями к закрытым АИФом (которые только и указаны в законопроекте), что, безусловно, приведет к вынужденным продажам ("вымыванию") слаболиквидных активов характерных для АИФов закрытого типа.

    15. У АИФов в ст. 2.1. абз. 4 вводит запрет на иные виды деятельности и одновременно не описана инвестиционная, что позволяет распространять это требование на виды деятельности близкие по смыслу (строительство и эксплуатация объектов недвижимости). Эта неопределенность усиливается еще и потому, что в качестве объекта инвестиций законопроект рассматривает и объекты недвижимости и права на них.

    16. В рамках одного текста крайне тяжело детально прописать особенности отношений возникающих в процессе деятельности фондов, управляющих компаний и депозитариев фонда (спецдепозитариев) характерные для разных правовых форм инвестиционных фондов, в одном случае - объектов права, в другом случае субъектов права. По этой причине в тексте законопроекта допущены не обоснованные смещения основных понятий инвестиционных фондов.

    17. Законопроект сдерживает развитие индустрии инвестиционных фондов, важнейшего вида институциональных инвесторов.

    Вывод:

    18. Законопроект ухудшает положение действующих АИФов, уменьшает права акционеров-собственников.

    19. Законопроект искажает природу институциональной инвестиционной деятельности.

    20. Законопроект даже в искаженном виде прописан только для управляющих компаний имеющих всю полноту власти над фондами.

    21. Законопроект практически не регулирует деятельность АИФов, не дает оснований создаваться новым и входить под регулирование Закона "старым" инвестиционным фондам (бывшим чековым инвестиционным фондам).

    22. Законопроект вынуждает обычные акционерные общества, занимающиеся инвестиционной деятельностью получать лицензию АИФов (ст.2, п.2).

    Предложения:

    Вариант No 1 - Вернуть законопроект в первое чтение:

  • Переработать законопроект в рамочный Закон "Об инвестиционных фондах" описывающий основные требования, признаки и термины инвестиционных фондов всех возможных правовых форм, типов и видов в соответствии с требованиями ЕЭС (в т.ч. в соответствии с требованиями директивы UCITS к коллективным инвестиционным фондам открытого типа).
  • Внести отдельный законопроект "О фондах доверительного управления" ("О паевых инвестиционных фондах и иных фондах доверительного управления") детализирующий отношения, возникающие в процессе деятельности управляющих компаний и депозитариев фонда (спецдепозитариев), характерные для этой правовой формы инвестиционных фондов.
  • Внести отдельный законопроект "Об акционерных инвестиционных фондах" с учетом мировой практики и практики их работы в России, детализирующий отношения, возникающие в процессе деятельности управляющих компаний и депозитариев фонда (спецдепозитариев), характерные для этой правовой формы инвестиционных фондов.

    Вариант No 2 - Вернуть законопроект в первое чтение и снять его с рассмотрения:

  • Внести отдельный законопроект "О фондах доверительного управления" ("О паевых инвестиционных фондах и иных фондах доверительного управления") детализирующий отношения, возникающие в процессе деятельности управляющих компаний и депозитариев фонда (спецдепозитариев), характерные для этой правовой формы инвестиционных фондов.
  • Внести отдельный законопроект "Об акционерных инвестиционных фондах" с учетом мировой практики и практики их работы в России, детализирующий отношения, возникающие в процессе деятельности управляющих компаний и депозитариев фонда (спецдепозитариев), характерные для этой правовой формы инвестиционных фондов.

     

    Председатель Подкомитета ГД РФ
    По фондовым рынкам

    Плескачевский В.С.

     

  • 23.05.2001 О поправках Правительства
     
    23.04.2001 По вопросу правовых основ маржинальной торговли на российском фондовом рынке
     
    09.04.2001 По вопросу принятия ФКЦБ России постановления "О порядке выдачи разрешений ФКЦБ на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг" (далее - Постановления.
     
    29.03.2001 Предварительное экспертное заключение на законопроект по внесению изменений и дополнений в закон "О рынке ценных бумаг" внесенный группой депутатов Государственной Думы РФ (В.Тарачев и другие)
     
    Rambler's Top100 Rambler's Top100