М Н Е Н И Е    Э К С П Е Р Т О В
Архив
 
30.07.2001

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на Проект постановления ФКЦБ России
"О внесении изменений и дополнений в постановление Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг от 15 августа 2000 года No10 "Об утверждении Порядка
лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг Российской Федерации"

Проект постановления ФКЦБ России "О внесении изменений и дополнений в постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15 августа 2000 года No10 "Об утверждении Порядка лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" (далее - Проект постановления ФКЦБ России), является нормативным актом федерального органа исполнительной власти, устанавливающим порядок лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и изданным на основании пункта 6 статьи 42 Федерального закона от 22.04.96 No39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", устанавливающего, что функцией ФКЦБ России является установление порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Проект постановления ФКЦБ России, дополняя Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации пунктом 13-1, устанавливает, что для выдачи лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг соискатель, кроме документов, указанных в пункте 9 Порядка лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности, должен представить перечень эмитентов, ведение реестров владельцев ценных бумаг которых соискатель собирается осуществлять (не менее пятнадцати эмитентов), с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого, с приложением копий договоров. Дополняя пункт 8 Порядка лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации подпунктом к), Проект постановления ФКЦБ России устанавливает, что лицензионным требованием и условием, выполнение которого является обязательным для соискателя и лицензиата при осуществлении лицензируемого в соответствии с настоящим Порядком вида деятельности, является наличие у лицензиата, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, по истечении шести месяцев с момента получения лицензии не менее пятидесяти эмитентов, с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого, ведение реестров владельцев именных ценных бумаг которых им осуществляется.

В соответствии с пунктом 2.3 действующего Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утверждённого Постановлением ФКЦБ России от 19.06.98г. No24, для получения лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра заявитель, осуществляя ведение реестров, в течение всего периода его деятельности, начиная с момента подачи первой заявки на продление лицензии, должен оказывать услуги по ведению не менее 25 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг по каждому эмитенту более 500, а заявители, местом нахождения которых являются Москва, Московская область, Санкт - Петербург, Ленинградская, Нижегородская, Самарская и Свердловская области, - не менее 50 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг по каждому эмитенту более 500.

Проект постановления ФКЦБ России ужесточает требования, устанавливая обязательность наличия у каждого регистратора не менее 50 эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг по каждому эмитенту более 500, независимо от того в каком регионе Российской Федерации данный регистратор осуществляет свою профессиональную деятельность.

Очевидно, что указанные положения Проекта Постановления ФКЦБ России не соответствуют законодательству Российской Федерации.

Нормы Проекта постановления ФКЦБ России приведут к фактическому вытеснению с финансового рынка услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг Российской Федерации, региональных регистраторов и создадут благоприятные условия для формирования монопольного положения на рынке финансовых услуг более крупных регистраторов, соответствующих требованию ФКЦБ России о наличии не менее 50 эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг по каждому эмитенту более 500. В результате, крупные регистраторы, действующие, как правило, в центральных регионах страны, получат "свободный выход" на региональные рынки, лишённые всякой конкуренции.

В связи с этим, положения Проекта постановления ФКЦБ России, устанавливающие требования к числу эмитентов и владельцев ценных бумаг, грубо нарушают правило статьи 12 Федерального закона от 23.06.99г. No117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти запрещается издание нормативных правовых актов, необоснованно препятствующих созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг; ограничивающих иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устраняющих с него финансовые организации; препятствующих деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг; устанавливающих нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют; предоставляющих одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.

Нарушение ФКЦБ России Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" является грубым нарушением Конституции Российской Федерации в силу правила статьи 15 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти обязаны в своей деятельности соблюдать законы.

Требования Проекта постановления ФКЦБ России об обязательном наличии у регистратора для получения или продления лицензии не менее 50 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг не менее 500 не соответствуют законодательству РФ о рынке ценных бумаг и законодательству о лицензировании. Так, в соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" регистратор может вести реестры неограниченного числа эмитентов, установление ФКЦБ России любых нормативов, определяющих необходимую численность эмитентов, для получения регистратором лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг является нарушением данного положения статьи 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

Указанное требование Проекта Постановления ФКЦБ России также не соответствует пункту 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.95 No 208-ФЗ "Об акционерных обществах", устанавливающему, что акционерное общество с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более пятисот обязано поручить ведение и хранение реестра акционеров общества специализированному регистратору независимо от того, сколько реестров других эмитентов ведёт данный регистратор и какого число владельцев именных ценных бумаг в каждом из реестров ведение которых им осуществляется.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.09.98 No158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" основным принципом осуществления лицензирования в Российской Федерации является принцип законности при осуществлении лицензирования. В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. В целях данного Федерального закона под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Требование ФКЦБ России об обязательном наличии у регистратора не менее 50 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг не менее 500, не является требованием к объекту лицензирования деятельности по ведению реестра. Указанное требование фактически адресовано клиентам лица, обращающегося к федеральному органу исполнительной власти с просьбой о выдаче или продлении лицензии, оно неразрывно связано с размером уставного капитала клиентов регистратора, что свидетельствует не только о грубом несоответствии данного требования Проекта постановления ФКЦБ России Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", но и подтверждает очевидную абсурдность, избранного ФКЦБ России критерия продления лицензий регистраторов.

Критерий наличия не менее 50 реестров эмитентов с числом акционеров не менее 500 при условии использования его ФКЦБ России при выдаче и продлении лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг не приведет к увеличению числа эмитентов, обслуживаемых регистраторами, в связи с тем, что общее число эмитентов в Российской Федерации является практически неизменным. Он будет способствовать сокращению общего числа регистраторов, осуществляющих профессиональную деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг.

Кроме того, необходимо отметить, что данное, установленное в Проекте постановления ФКЦБ России требование об ограничении числа реестров эмитентов и акционеров, не соответствует духу и норме Проекта Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", принятого Государственной Думой РФ в третьем чтении. В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Проекта не допускается отказ федерального органа исполнительной власти в выдаче лицензии на основании величины объема услуг, оказываемых соискателем лицензии.

Кандидат юридических наук
Г.О. Аболонин

 

07.06.2001 Об инвестфондах
 
23.05.2001 О поправках Правительства
 
23.04.2001 По вопросу правовых основ маржинальной торговли на российском фондовом рынке
 
09.04.2001 По вопросу принятия ФКЦБ России постановления "О порядке выдачи разрешений ФКЦБ на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг" (далее - Постановления.
 
29.03.2001 Предварительное экспертное заключение на законопроект по внесению изменений и дополнений в закон "О рынке ценных бумаг" внесенный группой депутатов Государственной Думы РФ (В.Тарачев и другие)
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100