М Н Е Н И Е    Э К С П Е Р Т О В
Архив

 
 
20.03.2002

Экспертное заключение на проект Положения ФКЦБ
"О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров"

Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) в соответствии с пунктом 2 статьи 47 и пунктом 3 статьи 52 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Закона) определяющими, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе устанавливать дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, а также перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров, разработан Проект положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (далее - Проект).

Несмотря на то, что большинство положений Проекта соответствует Федеральному закону "Об акционерных обществах", отдельные его положения, по нашему мнению, являются неправомерными и в связи с этим должны быть исключены из содержания Проекта или подвергнуты соответствующей доработке.

  1. Пункт 2.1.2 Проекта неправильно интерпретирует установленную Законом обязанность акционерного общества указывать в сообщении о проведения общего собрания почтовый адрес для направления бюллетеней и предложений в повестку дня общего собрания акционеров, устанавливая, что требования о проведении общего собрания могут направляться по иным почтовым адресам, указываемым в сообщении о проведении внеочередного общего собрания.
    Таким образом, пункт 2.1.2. Проекта не соответствует пункту 3 статьи 4 Федерального закона "Об акционерных обществах" в соответствии с которым общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Законом допускается только один почтовый адрес для общества, который должен быть указан в Уставе акционерного общества и именно на этот адрес должны поступать предложения в повестку дня общего собрания акционеров общества и заполненные бюллетени для голосования.
    Несколько адресов в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Закона общество вправе указывать только для ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания акционеров, чтобы акционеры могли обратиться по любому из указанных адресов и получить интересующую их информацию.
    Трактовка пункта 2.1.2 Проекта может привести к серьезным злоупотреблениям со стороны органов управления общества при проведении общих собраний и ущемлению прав и законных интересов акционеров посредством отстранения "неугодных" от участия в голосовании в результате манипуляций с множеством адресов для направления бюллетеней.
  2. Последний абзац пункта 2.3. Проекта устанавливает правило в соответствии с которым в случае, если предложение в повестку дня общего собрания и/или требование о проведении внеочередного общего собрания подписано акционером (его представителем) права на акции которого учитываются по счету "депо" в депозитарии, выступающем номинальным держателем, к такому предложению (требованию) должна прилагаться выписка со счета "депо" депозитария, осуществляющего учет прав.
    Согласно статье 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" осуществление прав по именным бездокументарным эмиссионным ценным бумагам производится эмитентом в отношении лиц, указанных в системе ведения реестра. Таким образом, лица предъявляющие выписки по счету депо не вправе требовать от Совета директоров акционерного общества внесения их предложений в повестку дня общего собрания акционеров, а также настаивать на осуществлении каких - либо иных прав акционеров - до момента открытия ими лицевого счета в системе ведения реестра или при участии в голосовании - до момента включения данных лиц в список акционеров и владельцев ценных бумаг, имеющих право на голосование, после предоставления соответствующей информации эмитенту/регистратору номинальными держателями ценных бумаг.
  3. Пункты 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 Проекта устанавливают дополнительные основания для отказа Советом директоров во внесении вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, что нарушает пункт 5 статьи 53 Федерального закона "Об акционерных обществах", устанавливающий исключительный перечень оснований для отказа во внесении вопроса в повестку дня общего собрания, возможность расширения данного перечня федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Законом не предусмотрена.
  4. В последнем предложении пункта 4.1. Проекта указано, что функции счетной комиссии могут выполняться только регистратором, осуществляющим ведение реестра акционеров общества, данное требование не соответствует пункту 1 статьи 56 Федерального закона "Об акционерных обществах" в соответствии с которым в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии выполняет регистратор. При этом Законом не установлено, что в этом случае функции счетной комиссии должен выполнять именно тот регистратор, который ведет реестр акционерного общества, так как данную функцию вправе выполнять любой регистратор, независимо от того осуществляет ли он ведение реестра акционеров данного акционерного общества или нет.
  5. В пункте 4.2. Проекта установлено, что акционеры (их представители), не зарегистрировавшиеся для участия в общем собрании акционеров на момент начала времени его проведения, должны иметь возможность пройти такую регистрацию в течение всего времени проведения собрания.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона "Об акционерных обществах" принявшими участие в общем собрании акционеров считаются акционеры, зарегистрировавшиеся для участия в нем, и акционеры, бюллетени которых получены не позднее двух дней до даты проведения общего собрания акционеров. Предварительная регистрация для участия в собрании акционеров, установленная законом, не может означать возможность осуществления регистрации акционеров в течение общего собрания, в противном случае в Законе было бы указано, что, принявшими участие в общем собрании акционеров, считаются акционеры, зарегистрировавшиеся на общем собрании акционеров или зарегистрировавшиеся в ходе проведения общего собрания акционеров.
    Второй абзац пункта 4.2. Проекта допускает возможность переноса общего собрания акционеров при отсутствии кворума не более чем на два часа, при этом, исключается, что повторное решение о проведении общего собрания в случае, если общее собрание акционеров не состоялось по причине отсутствия кворума, должно быть принято в соответствии с Законом в порядке уведомления всех акционеров о новом времени проведения собрания и направления им бюллетеней для голосования в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Федерального закона "Об акционерных обществах".
    Необходимо отметить, что данный абзац пункта 4.2 Проекта может привести к серьезным злоупотреблениям со стороны, как органов управления общества, так и со стороны недобросовестных акционеров при проведении общих собраний, в результате манипулирования кворумом собрания для принятия или непринятия тех или иных решений.
  6. Список документов, необходимых для регистрации акционеров (их представителей) для участия в общем собрании акционеров общества, установленный пунктом 4.7 Проекта является неполным, он не содержит требования о предоставлении акционером паспорта для участия в общем собрании акционеров.
  7. Из содержания пункта 4.10 Проекта неясно, с какой целью в содержании нормативного акта ФКЦБ России вводится понятие дубликатов бюллетеней для голосования и в чем заключается предназначение данных документов.
  8. В пунктах 4.14 и 4.15 Проекта установлены правила голосования на общем собрании акционеров по дробным акциям, при котором доли голосов суммируются без округления, а при кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих владельцу дробной акции, умножается на число кандидатов в совет директоров и дробная часть голоса может быть отдана только за одного кандидата.
Действительно, согласно новой редакции пункта 3 статьи 25 Федерального закона "Об акционерных обществах" в реестре акционерного общества могут образовываться дробные акции, которые предоставляют акционерам - их владельцам права, предоставляемые акциями соответствующей категории (типа), в объеме, соответствующем частям целых акций, которые они составляют. Тем не менее, полноценное правомерное обращение дробных акций невозможно до тех пор, пока действует статья 128 Гражданского кодекса РФ, определяющая перечень объектов гражданских прав и не допускающая обращения частей ценных бумаг в качестве объектов гражданских прав; статья 96 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой, капитал акционерного общества должен быть разделен на определенное число акций, а не на определенное число акций и их частей; часть первая статьи 142 Гражданского кодекса РФ, устанавливающая, что с передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ей права в совокупности; статья 1 Федерального закона от 22.04.1996г. №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", определяющая, что Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, а не частей эмиссионных ценных бумаг.

Согласно статье 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" данный Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в связи с этим, пункт 3 статьи 25 Федерального закона "Об акционерных обществах", содержит норму об обращении дробных акций, не относящуюся к предмету регулирования данного Федерального закона и не соответствующую Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону "О рынке ценных бумаг".

В таких условиях судьба дробных акций должна определяться в соответствии с пунктом 4 статьи 244 Гражданского кодекса РФ, согласно которой ценная бумага, как имущество не подлежащее разделу в силу закона, является общей собственностью, в связи с этим, акционерные общества обязаны рассматривать владельцев частей акций (дробных акций) исключительно в качестве участников совместной собственности, руководствуясь соответствующими требованиями законодательства и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Голосование владельцев частей дробных акций на собрании акционеров может осуществляться исключительно в соответствии с правилами статьи 246 ГК РФ, то есть по соглашению всех участников долевой собственности по принципу одна акция один голос, что также подтверждается содержанием статьи 59 Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которой голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу "одна голосующая акция общества - один голос".

Таким образом, пункты 4.14 и 4.15 проекта, по нашему мнению, не соответствуют гражданскому законодательству Российской Федерации.

Фонд рыночных исследований

 

28.01.2002 Белая книга корпоративного управления
 
23.11.2001 Положение о депозитарной деятельности
 
11.10.2001 Об АДР
 
07.09.2001 О госконтроле
 
30.07.2001 О лицензировании регистраторов
 
07.06.2001 Об инвестфондах
 
23.05.2001 О поправках Правительства
 
23.04.2001 По вопросу правовых основ маржинальной торговли на российском фондовом рынке
 
09.04.2001 По вопросу принятия ФКЦБ России постановления "О порядке выдачи разрешений ФКЦБ на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг" (далее - Постановления.
 
29.03.2001 Предварительное экспертное заключение на законопроект по внесению изменений и дополнений в закон "О рынке ценных бумаг" внесенный группой депутатов Государственной Думы РФ (В.Тарачев и другие)
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100