М Н Е Н И Е    Э К С П Е Р Т О В
Архив

 
 
05.09.2002

Экспертное заключение
О расширении функций Центрального депозитария в Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 16.09.97г. №1034 "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" (далее - Указом) было принято предложение Правительства РФ о создании национальной депозитарной системы, включающей в себя Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка (Центральный депозитарий).

К функциям Центрального депозитария в соответствии с пунктом 3 вышеназванного Указа относятся: сбор, государственная регистрация и хранение информации, поступающей от эмитентов, регистраторов и организаций, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и входящих в состав национальной депозитарной системы; предоставление документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении в национальной депозитарной системе либо права, на которые учитываются в национальной депозитарной системе, по запросам судов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также собственников ценных бумаг.

В соответствии с Указом Центральный депозитарий не может заниматься иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, кроме указанной, а также выступать номинальным держателем ценных бумаг.

Тем не менее, в последнее время предлагается существенно расширить сферу деятельности Центрального депозитария, предоставив ему полномочия по хранению информации и оригиналов документов по всем сделкам на рынке ценных бумаг в Российской Федерации, а возможно и функции центрального расчетного депозитария российских бирж.

В качестве обоснования юридической возможности и практической необходимости расширения функций Центрального депозитария как централизованного хранилища информации обо всех сделках на рынке ценных бумаг в России приводятся следующие доводы.

  1. В России создание Центрального депозитария для оперативного обновления и хранения информации обо всех сделках на рынке ценных бумаг России и оригиналов соответствующих документов предусмотрено Указом Президента РФ (письмо Руководителя администрации Президента РФ А.Волошина Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову от 11.07.2002г. Исх. №А4-9123П).

    Согласиться с этим утверждением нельзя, в связи с тем, что Указ не наделяет Центральный депозитарий такими функциями как: оперативное обновление и хранение информации обо всех сделках осуществляемых на российском рынке ценных бумаг, включая функцию хранения оригиналов документов по данным сделкам.

    Деятельность Центрального депозитария по обновлению, хранению, предоставлению информации о сделках в соответствии с Указом не может выходить за рамки сбора информации, предоставляемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими депозитарную деятельность, образующими вместе с Центральным депозитарием национальную депозитарную систему и действующими по стандартам этой национальной депозитарной системы.

    Указ не предоставляет Центральному депозитарию полномочий на получение какой - либо информации от регистраторов и эмитентов, так как он не содержит норм, обязывающих регистраторов и эмитентов предоставлять данную информацию, не конкретизирует содержание этой информации, не устанавливает порядок ее предоставления.

    Изданные в исполнениеУказа, постановления Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 10.07.98г.№741 и Постановление Правительства РФ от 16.03.99г. №291) также не устанавливают правовых возможностей для вышеуказанного расширения сферы деятельности Центрального депозитария основанного на регулярном пополнении хранящихся в нем сведений данными из реестров акционеров, предоставляемых регистраторами и эмитентами.

  2. Создание Центрального депозитария с более узкими функциями и возможностями может ослабить роль России в процессе становления фондового рынка на пространстве стран СНГ (письмо Руководителя администрации Президента РФ А.Волошина Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову от 11.07.2002г. Исх. №А4-9123П).

    Необходимо отметить, что Российская Федерация объективно занимает доминирующее положение в экономике "пространства" стран СНГ в силу целого ряда объективных причин. Она обладает наиболее развитым и эффективным рынком ценных бумаг и по своим конституционным основам ближе к реализации принципов правового государства, чем другие государства СНГ. Во всех странах СНГ, кроме России и Казахстана существует скорее модель фондового рынка, чем сам рынок. Что касается Казахстана, то национальный фондовый рынок сложился там как рынок облигаций, в первую очередь, государственных, расчетно-депозитарное обслуживание которого традиционно осуществляется одним депозитарием, в данном случае Национальным депозитарием Казахстана. С другой стороны, функции государственного регулятора рынка ценных бумаг в том же Казахстане осуществляется Национальным банком, что тоже, очевидно, не соответствует модельному закону стран СНГ.

    Депозитарные отношения, существующие между рядом крупнейших депозитариев России и Центральными депозитариями Беларуси, Украины и Казахстана позволяют обслуживать инвесторов безотносительно наличия или отсутствия в России Центрального депозитария.

    Расширение сферы деятельности Центрального депозитария в России, на основе модельного закона стран СНГ (носящего рекомендательный характер) потребует кардинального пересмотра действующего законодательства РФ в отсутствии оформившейся потребности в этом национального фондового рынка и, тем более, потребности в этом у стран СНГ.

  3. Деятельность Центрального депозитария позволит существенно снизить риск нарушений, связанных с учетом прав собственности, избежать изменения за вознаграждение информации в реестре, в чьих - либо интересах, торможения сделок с акциями общества, незаконного отстранения тех или иных акционеров от участия в собрании акционеров, злоупотреблений при исполнении решений судебных и правоохранительных органов. (С. Генералов, Председатель комиссии Государственной думы РФ по защите прав инвесторов).

    Предположение о решении проблем защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг с помощью создания Центрального депозитария носит абстрактно-утопический характер. Эти проблемы не могут решаться сбором данных из реестра или со счетов депо в депозитариях в один большой банк данных в целях последующего предоставления заверенных Центральным депозитарием копий из него. Так как информацию для хранения в Центральном депозитарии планируется получать от тех же самых регистраторов и расчетных депозитариев, то ни что не помешает недобросовестным участникам рынка передавать в Центральный депозитарий информацию, не соответствующую действительности.

    Кроме того, согласно действующему законодательству, а также по очевидным организационно-техническим причинам, Центральный депозитарий не сможет осуществлять функции счетной комиссии на общих собраниях акционеров вместо регистраторов, следовательно, его деятельность никак не отразится на возможности незаконного противодействия допуску тех или иных акционеров к участию в общем собрании.

    Деятельность Центрального депозитария никак не повлияет и на общее количество злоупотреблений, связанных с судебными решениями и действиями правоохранительными органами в связи с тем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации Центральный депозитарий не входит в судебную систему и не осуществляет исполнения судебных решений.

    Центральный депозитарий не подменит собой учетную систему рынка ценных бумаг, а, следовательно, его деятельность никак не сможет повлиять на надежность учета или скорость перехода прав собственности на ценные бумаги. Однако можно с уверенностью утверждать, что предлагаемое расширение функций приведет к увеличению издержек участников рынка и инвесторов на совершение трансакций и будет способствовать дальнейшему уводу российских ценных бумаг на западные фондовые рынки.

    В тоже время, нельзя не отметить, что даже имеющийся перечень функций Центрального депозитария, как Центра хранения и обработки информации весьма труден для реализации и прописан в имеющихся документах в слишком в общем виде. До сих пор не определены и субъекты национальной депозитарной системы и стандарты ее деятельности.

    С учетом изложенного, ни один из аргументов, приведенных в вышеуказанных письмах, не позволяет прийти к выводу о практической или юридической целесообразности расширения функций Центрального депозитария.

    По мнению многих участников рынка, решение проблемы защиты прав и законных интересов инвесторов должно осуществляться в трех основных направлениях: 1) судебная реформа; 2) совершенствование законодательства; 3) улучшение деятельности системы исполнительной власти. Именно на этих направлениях хотелось бы сконцентрировать совместные усилия заинтересованных государственных органов и профессиональных участников рынка.

 

07.08.2002 "О законе о несостоятельности (банкротстве)"
 
05.07.2002 О законе об ипотечных ценных бумагах
 
04.06.2002 Об изменении статуса привилигированных акций типа Б
 
20.03.2002 О проведении собраний акционеров
 
28.01.2002 Белая книга корпоративного управления
 
23.11.2001 Положение о депозитарной деятельности
 
11.10.2001 Об АДР
 
07.09.2001 О госконтроле
 
30.07.2001 О лицензировании регистраторов
 
07.06.2001 Об инвестфондах
 
23.05.2001 О поправках Правительства
 
23.04.2001 По вопросу правовых основ маржинальной торговли на российском фондовом рынке
 
09.04.2001 По вопросу принятия ФКЦБ России постановления "О порядке выдачи разрешений ФКЦБ на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг" (далее - Постановления.
 
29.03.2001 Предварительное экспертное заключение на законопроект по внесению изменений и дополнений в закон "О рынке ценных бумаг" внесенный группой депутатов Государственной Думы РФ (В.Тарачев и другие)
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100