М Н Е Н И Е    Э К С П Е Р Т О В
Архив

 
 
23.11.2001

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по проекту Положения о депозитарной деятельности

  1. В качестве замечаний к юридической технике оформления Проекта постановления ФКЦБ России "О внесении изменений и дополнений в Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации" (далее - Проект):
    Структура Проекта лишена логической последовательности изложения норм. Так, раздел Проекта "Общие положения" включает в себя определения терминов, используемых в депозитарной деятельности, совместно с общими принципами депозитарной деятельности и императивными нормами, устанавливающими правила ее осуществления.
    Не понятна также логика структурирования Проекта по разделам ("Объект депозитарной деятельности"; "Участники депозитарных отношений", "Депозитарный договор") каждый из которых по существу продолжает давать определения, которые правильнее было бы отразить в преамбуле нормативного акта или в разделе Проекта "Общие положения", что создает сложности восприятия данного нормативного акта, которые могут значительно снизить эффективность использования и применения его положений.
    Кроме того, в Проекте для определения лица, пользующегося услугами депозитария, в первых разделах используется термин "депонент", который затем, начиная с 4 раздела Проекта, сменяется термином "клиент (депонент)", полагаем, что правильнее было бы привести терминологию Проекта к единообразию, выбрав только одно из двух вышеназванных определений.
    В пункте 5.16 Проекта пропущено слово.

  2. В качестве замечаний к нормативному содержанию Проекта необходимо отметить следующее.
    2.1. В пункте 1.12. Проекта указано, что депозитарным договором может быть предусмотрено исполнение депозитарием обязанностей по проверке законности совершения сделок, явившихся основанием для совершения записей по счетам депо.
    Включение данной нормы в Проект оправдано лишь в том случае, если рассматривать ее содержание исключительно в рамках договорных отношений между депонентом и депозитарием. Являясь фактически правилом, допускающим возможность оказания депозитарием услуг по проведению юридической экспертизы документов по сделке, совершаемой депонентом либо депозитарием от имени депонента, данная норма не противоречит законодательству.
    Использование данного положения договора в целях ограничения права депонента распоряжаться своими бумагами на том основании, что сделка, совершаемая депонентом, по мнению специалистов депозитария, не соответствует законодательству, может повлечь за собой проблему нарушения прав депонентов.
    2.2. В пункте 3.4 Проекта указано, что депозитарным договором может быть предусмотрено, что в период действия полномочий оператора счета депо поручения депо принимаются депозитарием к исполнению только от уполномоченного лица данного оператора. В случае, если из содержания данной нормы не исключить слово "только", она может быть истолкована в качестве запрета на совершение сделок оператору счета депо на основании полномочий на осуществление всех операций по счету депо, переданных ему депонентом в пользу другого лица, уполномоченного на фактическое выполнение функций оператора счета.
    В случае если положение депозитарного договора, установленное на основании вышеназванного пункта 3.4 Проекта планируется использовать в качестве единственного юридического основания совершения операций по счету депо без использования при проведении таких операций нотариально удостоверенной доверенности, выданной на основании другой доверенности, выданной депонентом оператору счета депо с правом передоверия, пункт 3.4. Проекта не соответствует требованиям статьи 187 Гражданского кодекса РФ.
    2.3. Из содержания положения пункта 4.3 Проекта, устанавливающего, что депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента за исключением случаев, предусмотренных депозитарным или иным договором между депозитарием и депонентом, не следует, что депозитарий может распоряжаться ценными бумагами депонента только по поручению депонента, выдаваемому по каждому случаю распоряжения ценными бумагами определенному депозитарным договором, что не соответствует статье 7 Федерального закона от 22.04.96 №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
    2.4. Пункт 5.19 Проекта устанавливает, что при совмещении депозитарной деятельности с брокерской в депозитарный договор может быть включено условие о праве депозитария осуществлять депозитарные операции по счету депо депонента, связанные с выполнением депозитарием функций брокера для депонента, на основании распоряжений депозитария. Условия, перечень и порядок совершения операций в указанном случае определяются депозитарным договором. По нашему мнению, использование юридическим лицом, совмещающим депозитарную деятельность с брокерской, информации предоставленной ему в соответствии с депозитарным договором в иных целях может привести (и приводит, как это показывает многочисленные факты) к злоупотреблению депозитарием правом, предоставленным ему депонентом, что является недопустимым в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ.
    2.5. Разделом 10 Проекта предусмотрена возможность ограничения права депонента распоряжаться ценными бумагами в результате проведения депозитарием операции обременения ценных бумаг от своего имени без согласия депонента в пределах, предусмотренных депозитарным договором, что является нарушением статьи 209 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия.

 

11.10.2001 Об АДР
 
07.09.2001 О госконтроле
 
30.07.2001 О лицензировании регистраторов
 
07.06.2001 Об инвестфондах
 
23.05.2001 О поправках Правительства
 
23.04.2001 По вопросу правовых основ маржинальной торговли на российском фондовом рынке
 
09.04.2001 По вопросу принятия ФКЦБ России постановления "О порядке выдачи разрешений ФКЦБ на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг" (далее - Постановления.
 
29.03.2001 Предварительное экспертное заключение на законопроект по внесению изменений и дополнений в закон "О рынке ценных бумаг" внесенный группой депутатов Государственной Думы РФ (В.Тарачев и другие)
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100