В Е С Т И    С    В Е Р Ш И Н
Архив
  
20.09.2002

РЕШЕНИЕ
по делу №2 12/433-02
о нарушении антимонопольного законодательства

6 сентября 2002 года

г.Москва

Комиссия МАП России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - заместителя Министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Кашеварова А.Б., заместителя руководителя Департамента развития конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных бирж и срочного рынка Бондаревой Ю.Э., начальника отдела антимонопольного контроля Правового департамента Летина А.Б., главного специалиста отдела антимонопольного контроля Правового департамента Сорокиной Н.О., рассмотрев дело № 2 12/433-02 о нарушении Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (119991, ГСП-1, Москва В-49, Ленинский проспект, 9) статьи 12 Федерального закона от 23.06.99 № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг",

УСТАНОВИЛА:

В МАП России и его территориальные управления поступили заявления профессионального участника рынка ценных бумаг ЗАО "Вестор-Депо", Администрации Краснодарского края, Администрации Владимирской области, Администрации Пензенской области, Администрации Кемеровской области о принятии ФКЦБ России нормативных правовых актов, направленных на ограничение конкуренции на рынке услуг по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг.

Комиссия Государственной Думы по защите прав инвесторов по итогам состоявшегося 22.05.2002 заседания по вопросу о государственном регулировании деятельности организаций, осуществляющих ведение реестров владельцев именных ценных бумаг, отметила необходимость рассмотрения принятых ФКЦБ России решений на предмет их соответствия антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

ФКЦБ России приняла постановление от 18.07.2001 № 14 "О внесении изменений и дополнений в постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15 августа 2000 года № 10 "Об утверждении Порядка лицензирования отдельных видов деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" (далее Порядок).

В соответствии с Порядком осуществляется лицензирование брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, клиринговой деятельности, а также деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг и деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг (в том числе в качестве фондовой биржи), осуществляемой юридическими лицами.

Установленный пунктом 8 Порядка перечень лицензионных требований и условий, выполнение которых является обязательным для лицензиата при осуществлении лицензируемых видов деятельности, в соответствии с указанным постановлением дополнен требованием следующего содержания:

"к) наличие у лицензиата, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, по истечении шести месяцев с момента получения лицензии не менее пятидесяти эмитентов, с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого, ведение реестров владельцев именных ценных бумаг которых им осуществляется".

ФКЦБ России приняла постановление от 18.07.2001 № 15 "О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг".

В соответствии с пунктом 1 данного постановления для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, установлен норматив достаточности собственных средств в размере 10 000 000 (десяти миллионов) рублей, с 01.01.2004 - 15 000 000 (пятнадцати миллионов) рублей, с 01.01.2005 - 30 000 000 (тридцати миллионов) рублей.

Проведя анализ полученной из ФКЦБ России информации, Комиссия установила, что по состоянию на 01.04.2002 число регистраторов, удовлетворяющих:

  • требованию по достаточности собственных средств, составляет около 26% от общего числа регистраторов;
  • требованию по количеству эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого, ведение реестров владельцев именных ценных бумаг которых осуществляется, составляет около 51% от общего числа регистраторов;
  • обоим указанным требованиям, составляет около 21 % от общего числа регистраторов, имеющих лицензию ФКЦБ России на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг.

Установление новых лицензионных требований определило необходимость принятия рядом регистраторов решений о реорганизации в форме слияния или присоединения. По состоянию на 01.07.2002 около 15% из общего числа регистраторов вынуждены принять данные решения.

Более половины регистраторов, выполнивших лицензионное требование по достаточности собственных средств, при его ужесточении в 2004-2005 годах вновь не будут удовлетворять указанному лицензионному требованию.

В соответствии с пунктами 23, 28 Порядка невыполнение регистраторами лицензионных требований и, условий является основанием для приостановления действия или, аннулирования лицензии на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Комиссия также отметила, что в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" число акционеров, при котором держателем реестра акционеров акционерного общества должен быть регистратор, снижено с 500 до 50. По мнению Комиссии, одновременное уменьшение числа регистраторов и увеличение числа эмитентов, держателем реестра акционеров которых должен быть регистратор, может привести к ситуации, при которой часть эмитентов не в состоянии будет выполнить требование законодательства об акционерных обществах по передаче реестра акционеров регистратору.

Кроме того, из полученной из ФКЦБ России информации следует, что ФКЦБ России не располагает сведениями о количестве акционерных обществ с числом акционеров более 50 и более 500. В связи с этим следует вывод, что ФКЦБ России не в состоянии оценить последствия принятых решений для развития рынка услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг и соблюдения требований законодательства об акционерных обществах.

Таким образом, установленные ФКЦБ России требования влекут за собой следующие последствия, ограничивающие конкуренцию на рынке услуг по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг.

У значительного числа регистраторов лицензии на осуществление деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг с 01.07.2002 будут приостановлены или аннулированы. При этом Комиссия отмечает, что ранее данные регистраторы при осуществлении своей деятельности не имели замечаний со стороны ФКЦБ России.

Однако в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23.06.99 № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" федеральным органам исполнительной власти запрещается препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг и устранять с него финансовые организации.

Эмитенты, которые в силу требований пункта 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не имеют права самостоятельно осуществлять ведение своих реестров либо в силу того, что регистраторы, осуществляющие ведение их реестров, перестали удовлетворять лицензионным требованиям ФКЦБ России, должны выбрать регистратора для передачи ему ведения реестра. Значительное уменьшение количества регистраторов существенно ограничивает эмитентам выбор регистраторов, которым можно передать ведение реестра владельцев именных ценных бумаг. При этом законодательством Российской Федерации в отношениях регистратора и эмитента установлен принцип свободы договора, и регистратор не обязан принимать для ведения реестры акционеров, в ведении которых он не заинтересован. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения .реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 24.06.97 № 21, передача реестра осуществляется регистратором, осуществлявшим ведение реестра, другому регистратору, которому эмитент поручил ведение реестра. В случае если эмитент не найдет нового регистратора для передачи ему ведения реестра, то по истечении срока действия либо приостановления или аннулирования лицензии у старого регистратора он вынужден будет забрать реестр себе, тем самым нарушив требование данного нормативного правового акта ФКЦБ России.

Вместе с тем в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23.06.99 № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" федеральным органам исполнительной власти запрещается устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 23.06.99 № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и подпунктом 5.7 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:
  1. Признать Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (119991, ГСП-1, Москва В-49, Ленинский проспект, 9) совершившей нарушение статьи 12 Федерального закона от 23.06.99 № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", выразившееся в принятии постановления от 18.07.2001 № 14 "О внесении изменений и дополнений в постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15 августа 2000 года № 10 "Об утверждении Порядка лицензирования отдельных видов деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" в части установления к регистраторам требования об обязательном ведении по истечении шести месяцев с момента получения лицензии не менее пятидесяти реестров владельцев именных ценных бумаг эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого, постановления от 18.07.2001 № 15 "О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг" в части установления для регистраторов норматива достаточности собственных средств с 01.01.2004 в размере 15 000 000 (пятнадцати миллионов) рублей, с 01.01.2005 - 30 000 000 (тридцати миллионов) рублей, препятствующих деятельности регистраторов на рынке финансовых услуг и устраняющих регистраторов с рынка финансовых услуг, а также ограничивающих потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют.
  2. Предложить Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг:
    • исключить подпункт к) пункта 8 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 15.08.2000 № 10 (в редакции постановлений ФКЦБ России от 21.03.2001 № 4, от 18.07.2001 № 14);
    • внести изменение в подпункт е) пункта 1 постановления ФКЦБ России от 18.07.2001 № 15 "О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг", исключив установленный для регистраторов норматив достаточности собственных средств с 01.01.2004 в размере 15 000 000 (пятнадцати миллионов) рублей, с 01.01.2005 - 30 000 000 (тридцати миллионов) рублей;
    • проинформировать МАП России о принятии соответствующих нормативных правовых актов до 16.01.2003.

Председатель Комиссии

А.Б.Кашеваров

Члены Комиссии

Ю.Э.Бондарева
А.Б.Летин
Н.О.Сорокина

13.08.2002

Проект положения о клиринговой деятельности

09.07.2002

Проект Положения о деятельности спецдепов

15.05.2002

Аналитическая записка Совета Федерации

11.04.2002

У АВК нет неразмещаемых займов

21.03.2002

Проект положения о собрании акционеров

11.03.2002

Письмо законодательного собрания С.В.Генералову

19.02.2002

ПРЕДЛОЖЕНИЯ о формировании и регулировании рынка российских депозитарных расписок

11.01.2002

Стенограмма 2-го чтения проекта закона о РЦБ

20.12.2001

Проект положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг

19.11.2001

РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний "Роль кодексов корпоративного управления в развитии российского законодательства"

24.10.2001

Игорь Костиков стал четвертью доцента( газета "Деловой Петербург" № 188 от 23.10.01 )

06.09.2001

Проект положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг

06.09.2001

Порядок ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами

04.07.2001

Тезисы интервью председателя ФКЦБ журналу "Компания" от 2.07.01

28.06.2001

Принятые Госдумой поправки В.С.Плескачевского в закон об инвестфондах

05.06.2001

Проект требований ФКЦБ к собственному капиталу профучастников

17.05.2001

Позиция В.С. Плекачевского по вопросам налогообложения рынка капитала.

23.04.2001

Первое интервью нового председателя Комитета по собственности Госдумы

09.04.2001

МАРЖИНАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ: аналитический обзор публикаций в центральной и региональной прессе

03.04.2001

Правительство РФ одобрило законопроект об изменениях и дополнениях ФЗ "О рынке ценных бумаг" подготовленный ФКЦБ.

28.03.2001

На 4 апреля намечено рассмотрение на пленарном заседании Госдумы проекта главы 25 "Налог на прибыль организаций" второй части Налогового Кодекса.

19.03.2001

19 марта состоялся Круглый стол по обсуждению поправок в закон "О биржах и биржевой торговле".

12.03.2001

ЦБ прогнулся перед ФКЦБ и разослал оперативное указание № 34 -Т от 1.03.01 об открытии специальных брокерских счетов для клиентских денег.

25.02.2001

Экспертная группа при Минэкономике признала целесообразным разработать пакет законопроектов, регулирующих инвестиции, сообщил член экспертной группы, председатель подкомитета по фондовым рынкам Госдумы РФ Виктор Плескачевский.

16.02.2001

ФКЦБ намерена в ближайшее время принять документы стандартизирующие и переводящие в электронный формат всю отчетность всех профессиональных участников перед госрегулятором.

Rambler's Top100 Rambler's Top100