Концепция создания Центрального депозитария в Российской Федерации
(Разработана совместно ФКЦБ России, ЦБ России и Минфином России)
Москва 2002 г.
I. Необходимость создания Центрального депозитария
1. Цели создания Центрального депозитария
На нынешнем этапе развития фондового рынка в Российской Федерации раздробленность и недостаточная развитость инфраструктуры рынка начали тормозить его дальнейший прогресс. Ряд негативных тенденций уже стал достаточно очевиден:
- растет объем рынка АДР/ГДР (американских и глобальных депозитарных расписок) на российские акции с осуществлением торговли и расчетов по ценным бумагам за пределами РФ;
- приток инвестиций, в том числе иностранных, в российские ценные бумаги, сдерживается отсутствием эффективной, надежной и принятой рынком в целом системы клиринга и расчетов;
- ликвидность рынка раздроблена не только между различными конкурирующими между собой системами торговли, в том числе системами Интернет-трейдинга, но и по различным системам расчетов;
- отсутствие единой надежной системы клиринга и расчетов создает благоприятную среду для продвижения иностранных инвестиционных продуктов на российский фондовый рынок.
Анализ существующей инфраструктуры российского фондового рынка демонстрирует наличие нескольких площадок, конкурирующих между собой за привлечение инвесторов, эмитентов и профессиональных участников рынка. Каждая площадка включает в себя автономные элементы инфраструктуры, необходимые для организации на данной торговой площадке клиринга, расчетов и хранения ценных бумаг - расчетные депозитарии, расчетные и клиринговые организации.
На повестку дня выдвигается необходимость создания единой (центральной) расчетной, клиринговой и депозитарной организации (далее по тексту именуемой центральный депозитарий). Профессиональное сообщество и основные регуляторы рынка согласны с такой постановкой вопроса. Решение задачи создания центрального депозитария преследует следующие цели:
- снижение рисков на рынке ценных бумаг;
- сокращение расходов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов;
- ускорение сроков расчетов по операциям с ценными бумагами.
Международный опыт свидетельствует, что центральная организация подобного рода является ключевым звеном инфраструктуры рынка ценных бумаг. Так, в США на первом этапе формировалась национальная система хранения ценных бумаг. Затем в рамках ведущих биржевых систем была создана единая клиринговая организация. В 1999 году в США было осуществлено слияние национальной системы хранения и системы клиринга в единую систему центрального депозитария. Примерно аналогичным путем формировалась европейская система центрального депозитария. На месте созданных в 70-90-е годы национальных депозитарно-расчетных систем была сформирована общеевропейская система.
Создание и функционирование аналогичной организации в России является залогом успешного решения следующих задач:
- повышение ликвидности вторичного рынка ценных бумаг;
- активизация первичного размещения, улучшение условий доступа эмитентов на рынок;
- рост эффективности рынка;
- повышение прозрачности и надежности рынка.
Следствием изменения качества рынка станет рост его общей капитализации, отражающий улучшение инвестиционного климата в России. Создание надежной системы расчетов, клиринга и хранения на рынке ценных бумаг особенно важно в преддверии выхода на рынок российских пенсионных фондов, страховых компаний и частных инвесторов, что представляет из себя достаточно близкую перспективу.
2. Функции ЦД
Создаваемый центральный депозитарий должен выполнять следующие функции:
- учет и хранение ценных бумаг (депозитарная деятельность) с выполнением функций номинального держателя в реестрах;
- клиринг по ценным бумагам;
- обслуживание денежных расчетов по сделкам с ценными бумагами.
Схема в Приложении 1 отражает место ЦД в системе фондового рынка и порядок его взаимодействия с другими инфраструктурными организациями и участниками рынка.
3. Принципы функционирования ЦД
В соответствии с многолетним опытом функционирования подобных организаций в ряде стран мира, ЦД должен основывать свою деятельность на следующих основных принципах:
- четкая и прозрачная нормативная база всех аспектов деятельности ЦД;
- высокая надежность и контроль рисков;
- транспарентное и эффективное регулирование со стороны государства и центрального банка;
- управление деятельностью с учетом общественных (общегосударственных) интересов;
- недискриминационный доступ участников к услугам ЦД;
- использование международно признанных стандартов и процедур.
4. Принципы формирования ЦД в России
Предлагается реализовать проект создания ЦД в России на основе следующих принципов:
- опора на рыночные институты в подготовке и реализации проекта;
- сохранение и использование ресурсов, потенциала и наработок различных инфраструктурных организаций, действующих на российском рынке ценных бумаг;
- организация эволюционного процесса перехода от существующей системы расчетов, хранения и клиринга, к ЦД;
- активное государственное содействие процессу создания центрального депозитария;
- учет интересов участников рынка ценных бумаг и их клиентов:
- решение вопросов, связанных с изменением конкурентной среды.
II. Центральный фонд хранения информации фондового рынка
До реализации этого сценария необходимо определить этапы перехода российского рынка ценных бумаг к системе центрального депозитария, учитывая множественность инфраструктурных институтов. Прежде всего целесообразно решить вопрос о центральном фонде хранения и обработке информации фондового рынка.
Центральный фонд хранения и обработки информации создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" от 16.09.1997 года № 1034. Во исполнение данного указа приняты Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по созданию национальной депозитарной системы" от 10.07.1998 и "О порядке предоставления Центральным депозитарием - центральным фондом хранения и обработки информации фондового рынка документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении, либо права, на которые учитываются в национальной депозитарной системе" от 16 марта 1999 года. К настоящему времени фонд не приступил к своей деятельности, не сформирован его наблюдательный совет из представителей ведомств. Во многом это является результатом отсутствия четко определенной ниши для деятельности этой организации в сложившейся инфраструктуре фондового рынка России.
Центральный фонд хранения информации, в том виде, как он определен нормативными актами, фактически является искусственным элементом всей системы учета прав собственности. Для превращения его в реально работающий институт и наделения его функциями центрального депозитария требуется значительное бюджетное финансирование (по оценкам Мирового банка - не менее 20-30 млн. долларов США), а также время на интеграцию данного института в систему сложившихся рыночных связей.
Детально изучив все возможные варианты развития центрального фонда хранения информации можно принять лишь одно эффективное решение -использование такого центра как переходного института в процессе формирования Центрального депозитария. В настоящее время Центр хранения информации необходим для обеспечения дополнительной зашиты инвесторов от нарушения их прав институтами учета прав собственности. В условиях существующих корпоративных конфликтов и недостаточной независимости регистраторов, представляется крайне важным создание системы хранения копий реестров ценных бумаг, обеспечения дублирования информации на случай потери информации в реестрах или ее искажения. Не менее важным являются создание системы резервного хранения данных депозитарного учета, а также поддержание централизованной системы информационного взаимодействия между расчетными депозитариями.
Для этого необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Центрального фонда хранения информации, определив, что предметом его деятельности на переходный период являются:
- хранение аутентичных копий программных продуктов, используемых организациями, осуществляющими ведение реестров владельцев ценных бумаг, а также резервное хранение информации из системы ведения реестров владельцев ценных бумаг;
- хранение копий программных продуктов, используемых депозитарными организациями, осуществляющими депозитарные операции по итогам сделок с ценными бумагами через организаторов торговли, а также резервное хранение информации о владельцах Ценных бумаг и номинальных держателях ценных бумаг;
- хранение копий программных продуктов, используемых клиринговыми организациями, а также резервное хранение информации о взаимных обязательствах участников клиринга;
- хранение копий программных продуктов, используемых организаторами торговли;
- получение, обработка и передача корреспондирующей информации о проведении операций по счетам депо депонентов, обслуживаемых различными расчетными депозитариями.
Реализация указанных функций позволит обеспечить решение ряда важных задач:
- раскрытие информации о размерах находящихся в федеральной собственности пакетов акций;
- восстановление системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, в случае его утраты;
- восстановление системы депозитарного учета операций по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через организатора торговли;
- обеспечение судебных и следственных органов информацией о правах на ценные бумаги в случае возникновения споров об таких правах.
Выполнение этих функций центральным фондом хранения информации потребует меньшего бюджетного финансирования и позволит подготовить условия для формирования системы центрального депозитария. После формирования Центрального депозитария деятельность центра хранения информации должна быть прекращена. При этом имущество и информация будут переданы Центральному депозитарию.
III. Практические аспекты создания и функционирования Центрального депозитария в Российской Федерации
Практическая работа по подготовке проекта создания ЦД и его дальнейшему осуществлению будет включать в себя решение следующих вопросов.
1. Регулирование деятельности ЦД
С учетом ранее определенных функций ЦД, в своем окончательном виде он должен иметь лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, а именно:
- лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности;
- лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление клиринговой деятельности;
- лицензию небанковской кредитной организации.
По отношению к ЦД государство будет играть особую роль: регулятора (контроль и надзор), возможно - собственника, а также участвовать в управлении Центральным депозитарием через разработанные для этого механизмы. Кроме этого, вероятно, потребуется законодательное закрепление статуса Центрального депозитария.
2. Структура собственности и управления
Структура собственности и управления ЦД должна отражать интересы сообщества профессиональных участников рынка, но в то же время и учитывать особую роль и ответственность государства в создании, функционировании и регулировании центрального депозитария. При этом ни один из собственников не должен быть доминирующим. Государство сможет проводить свое влияние через набор различных инструментов, который может включать участие в капитале, органах управления (представители госорганов в Совете директоров), право вето на некоторые категории решений и т.п. В целом структура управления должна строиться на современных принципах и учитывать имеющийся международный опыт.
3. Нормативная база
Помимо возможного принятия специального закона о Центральном депозитарии для обеспечения его функционирования в соответствии с изложенными выше принципами и международным опытом потребуется внесение изменений в законодательство о рынке ценных бумаг, залоге, банкротстве и другие законы.
4. Финансирование создания и деятельности ЦД
Предусматривается создание Центрального депозитария на базе функционирующих инфраструктурных организаций, в т.ч. с целью ограничения расходов на его капитализацию и создание. Дополнительные финансовые ресурсы для осуществления проекта могут привлекаться как из частных источников (участники рынка, финансовые инвесторы в проект, в том числе иностранные, международные финансовые институты), так и из бюджета. При этом участие государства в финансировании проекта более вероятно в форме внесения в капитал ЦД своих активов или долей в других организациях.
В конечном счете Центральный депозитарий должен будет окупать себя самостоятельно, хотя с учетом его статуса извлечение прибыли не будет являться превалирующей целью его деятельности. Значительная доля прибыли должна будет расходоваться на дальнейшее развитие ЦД и снижение рисков его деятельности.
5. Технические вопросы
Вопросы информационных и телекоммуникационных технологий имеют первостепенное значение в проекте создания Центрального депозитария. Используемые системы, разработанные с учетом передовых разработок, должны будут иметь запас прочности и масштабируемость, рассчитанные на существенный рост российского фондового рынка.
6. Этичность подготовки и реализации проекта
Формирование центрального депозитария является сложным и многогранным проектом, вовлекающим в себя значительное количество участников и затрагивающим ряд интересов. Высокая технологичность проекта и необходимость его осуществления с учетом эффективного использования имеющихся и привлекаемых ресурсов потребует всесторонней проработки всех аспектов его реализации и разработки детального плана (бизнес-плана) проекта, возможно, с участием международно признанных консультантов.
Разработанный бизнес-план будет содержать программу действий по созданию Центрального депозитария и его дальнейшему развитию на несколько лет вперед.
7. Предлагаемые ближайшие практические шаги государственных органов
- Выработка согласованного видения концепции центрального депозитария и принципов его функционирования и формирования;
- через участие в капитале существующих инфраструктурных организаций и использование своего авторитета как регуляторов рынка инициирование обсуждения и подготовки проекта профессиональными участниками рынка с соблюдением означенных выше принципов;
- способствование установлению и развитию диалога участников рынка для выработки оптимального и взаимоприемлемого способа реализации проекта;
- активное участие в обсуждении и подготовке бизнес-плана проекта создания ЦД.