В Е С Т И    С    В Е Р Ш И Н
Архив
  
21.10.2002

Концепция создания Центрального депозитария в Российской Федерации
(Разработана совместно ФКЦБ России, ЦБ России и Минфином России)

Москва 2002 г.

I. Необходимость создания Центрального депозитария

1. Цели создания Центрального депозитария

На нынешнем этапе развития фондового рынка в Российской Федерации раздробленность и недостаточная развитость инфраструктуры рынка начали тормозить его дальнейший прогресс. Ряд негативных тенденций уже стал достаточно очевиден:

  • растет объем рынка АДР/ГДР (американских и глобальных депозитарных расписок) на российские акции с осуществлением торговли и расчетов по ценным бумагам за пределами РФ;
  • приток инвестиций, в том числе иностранных, в российские ценные бумаги, сдерживается отсутствием эффективной, надежной и принятой рынком в целом системы клиринга и расчетов;
  • ликвидность рынка раздроблена не только между различными конкурирующими между собой системами торговли, в том числе системами Интернет-трейдинга, но и по различным системам расчетов;
  • отсутствие единой надежной системы клиринга и расчетов создает благоприятную среду для продвижения иностранных инвестиционных продуктов на российский фондовый рынок.

Анализ существующей инфраструктуры российского фондового рынка демонстрирует наличие нескольких площадок, конкурирующих между собой за привлечение инвесторов, эмитентов и профессиональных участников рынка. Каждая площадка включает в себя автономные элементы инфраструктуры, необходимые для организации на данной торговой площадке клиринга, расчетов и хранения ценных бумаг - расчетные депозитарии, расчетные и клиринговые организации.

На повестку дня выдвигается необходимость создания единой (центральной) расчетной, клиринговой и депозитарной организации (далее по тексту именуемой центральный депозитарий). Профессиональное сообщество и основные регуляторы рынка согласны с такой постановкой вопроса. Решение задачи создания центрального депозитария преследует следующие цели:

  • снижение рисков на рынке ценных бумаг;
  • сокращение расходов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов;
  • ускорение сроков расчетов по операциям с ценными бумагами.

Международный опыт свидетельствует, что центральная организация подобного рода является ключевым звеном инфраструктуры рынка ценных бумаг. Так, в США на первом этапе формировалась национальная система хранения ценных бумаг. Затем в рамках ведущих биржевых систем была создана единая клиринговая организация. В 1999 году в США было осуществлено слияние национальной системы хранения и системы клиринга в единую систему центрального депозитария. Примерно аналогичным путем формировалась европейская система центрального депозитария. На месте созданных в 70-90-е годы национальных депозитарно-расчетных систем была сформирована общеевропейская система.

Создание и функционирование аналогичной организации в России является залогом успешного решения следующих задач:

  • повышение ликвидности вторичного рынка ценных бумаг;
  • активизация первичного размещения, улучшение условий доступа эмитентов на рынок;
  • рост эффективности рынка;
  • повышение прозрачности и надежности рынка.

Следствием изменения качества рынка станет рост его общей капитализации, отражающий улучшение инвестиционного климата в России. Создание надежной системы расчетов, клиринга и хранения на рынке ценных бумаг особенно важно в преддверии выхода на рынок российских пенсионных фондов, страховых компаний и частных инвесторов, что представляет из себя достаточно близкую перспективу.

2. Функции ЦД

Создаваемый центральный депозитарий должен выполнять следующие функции:

  • учет и хранение ценных бумаг (депозитарная деятельность) с выполнением функций номинального держателя в реестрах;
  • клиринг по ценным бумагам;
  • обслуживание денежных расчетов по сделкам с ценными бумагами.

Схема в Приложении 1 отражает место ЦД в системе фондового рынка и порядок его взаимодействия с другими инфраструктурными организациями и участниками рынка.

3. Принципы функционирования ЦД

В соответствии с многолетним опытом функционирования подобных организаций в ряде стран мира, ЦД должен основывать свою деятельность на следующих основных принципах:

  • четкая и прозрачная нормативная база всех аспектов деятельности ЦД;
  • высокая надежность и контроль рисков;
  • транспарентное и эффективное регулирование со стороны государства и центрального банка;
  • управление деятельностью с учетом общественных (общегосударственных) интересов;
  • недискриминационный доступ участников к услугам ЦД;
  • использование международно признанных стандартов и процедур.

4. Принципы формирования ЦД в России

Предлагается реализовать проект создания ЦД в России на основе следующих принципов:

  • опора на рыночные институты в подготовке и реализации проекта;
  • сохранение и использование ресурсов, потенциала и наработок различных инфраструктурных организаций, действующих на российском рынке ценных бумаг;
  • организация эволюционного процесса перехода от существующей системы расчетов, хранения и клиринга, к ЦД;
  • активное государственное содействие процессу создания центрального депозитария;
  • учет интересов участников рынка ценных бумаг и их клиентов:
  • решение вопросов, связанных с изменением конкурентной среды.

II. Центральный фонд хранения информации фондового рынка

До реализации этого сценария необходимо определить этапы перехода российского рынка ценных бумаг к системе центрального депозитария, учитывая множественность инфраструктурных институтов. Прежде всего целесообразно решить вопрос о центральном фонде хранения и обработке информации фондового рынка.

Центральный фонд хранения и обработки информации создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации" от 16.09.1997 года № 1034. Во исполнение данного указа приняты Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по созданию национальной депозитарной системы" от 10.07.1998 и "О порядке предоставления Центральным депозитарием - центральным фондом хранения и обработки информации фондового рынка документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении, либо права, на которые учитываются в национальной депозитарной системе" от 16 марта 1999 года. К настоящему времени фонд не приступил к своей деятельности, не сформирован его наблюдательный совет из представителей ведомств. Во многом это является результатом отсутствия четко определенной ниши для деятельности этой организации в сложившейся инфраструктуре фондового рынка России.

Центральный фонд хранения информации, в том виде, как он определен нормативными актами, фактически является искусственным элементом всей системы учета прав собственности. Для превращения его в реально работающий институт и наделения его функциями центрального депозитария требуется значительное бюджетное финансирование (по оценкам Мирового банка - не менее 20-30 млн. долларов США), а также время на интеграцию данного института в систему сложившихся рыночных связей.

Детально изучив все возможные варианты развития центрального фонда хранения информации можно принять лишь одно эффективное решение -использование такого центра как переходного института в процессе формирования Центрального депозитария. В настоящее время Центр хранения информации необходим для обеспечения дополнительной зашиты инвесторов от нарушения их прав институтами учета прав собственности. В условиях существующих корпоративных конфликтов и недостаточной независимости регистраторов, представляется крайне важным создание системы хранения копий реестров ценных бумаг, обеспечения дублирования информации на случай потери информации в реестрах или ее искажения. Не менее важным являются создание системы резервного хранения данных депозитарного учета, а также поддержание централизованной системы информационного взаимодействия между расчетными депозитариями.

Для этого необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Центрального фонда хранения информации, определив, что предметом его деятельности на переходный период являются:

  • хранение аутентичных копий программных продуктов, используемых организациями, осуществляющими ведение реестров владельцев ценных бумаг, а также резервное хранение информации из системы ведения реестров владельцев ценных бумаг;
  • хранение копий программных продуктов, используемых депозитарными организациями, осуществляющими депозитарные операции по итогам сделок с ценными бумагами через организаторов торговли, а также резервное хранение информации о владельцах Ценных бумаг и номинальных держателях ценных бумаг;
  • хранение копий программных продуктов, используемых клиринговыми организациями, а также резервное хранение информации о взаимных обязательствах участников клиринга;
  • хранение копий программных продуктов, используемых организаторами торговли;
  • получение, обработка и передача корреспондирующей информации о проведении операций по счетам депо депонентов, обслуживаемых различными расчетными депозитариями.

Реализация указанных функций позволит обеспечить решение ряда важных задач:

  • раскрытие информации о размерах находящихся в федеральной собственности пакетов акций;
  • восстановление системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, в случае его утраты;
  • восстановление системы депозитарного учета операций по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через организатора торговли;
  • обеспечение судебных и следственных органов информацией о правах на ценные бумаги в случае возникновения споров об таких правах.

Выполнение этих функций центральным фондом хранения информации потребует меньшего бюджетного финансирования и позволит подготовить условия для формирования системы центрального депозитария. После формирования Центрального депозитария деятельность центра хранения информации должна быть прекращена. При этом имущество и информация будут переданы Центральному депозитарию.

III. Практические аспекты создания и функционирования Центрального депозитария в Российской Федерации

Практическая работа по подготовке проекта создания ЦД и его дальнейшему осуществлению будет включать в себя решение следующих вопросов.

1. Регулирование деятельности ЦД

С учетом ранее определенных функций ЦД, в своем окончательном виде он должен иметь лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, а именно:

  • лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности;
  • лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление клиринговой деятельности;
  • лицензию небанковской кредитной организации.

По отношению к ЦД государство будет играть особую роль: регулятора (контроль и надзор), возможно - собственника, а также участвовать в управлении Центральным депозитарием через разработанные для этого механизмы. Кроме этого, вероятно, потребуется законодательное закрепление статуса Центрального депозитария.

2. Структура собственности и управления

Структура собственности и управления ЦД должна отражать интересы сообщества профессиональных участников рынка, но в то же время и учитывать особую роль и ответственность государства в создании, функционировании и регулировании центрального депозитария. При этом ни один из собственников не должен быть доминирующим. Государство сможет проводить свое влияние через набор различных инструментов, который может включать участие в капитале, органах управления (представители госорганов в Совете директоров), право вето на некоторые категории решений и т.п. В целом структура управления должна строиться на современных принципах и учитывать имеющийся международный опыт.

3. Нормативная база

Помимо возможного принятия специального закона о Центральном депозитарии для обеспечения его функционирования в соответствии с изложенными выше принципами и международным опытом потребуется внесение изменений в законодательство о рынке ценных бумаг, залоге, банкротстве и другие законы.

4. Финансирование создания и деятельности ЦД

Предусматривается создание Центрального депозитария на базе функционирующих инфраструктурных организаций, в т.ч. с целью ограничения расходов на его капитализацию и создание. Дополнительные финансовые ресурсы для осуществления проекта могут привлекаться как из частных источников (участники рынка, финансовые инвесторы в проект, в том числе иностранные, международные финансовые институты), так и из бюджета. При этом участие государства в финансировании проекта более вероятно в форме внесения в капитал ЦД своих активов или долей в других организациях.

В конечном счете Центральный депозитарий должен будет окупать себя самостоятельно, хотя с учетом его статуса извлечение прибыли не будет являться превалирующей целью его деятельности. Значительная доля прибыли должна будет расходоваться на дальнейшее развитие ЦД и снижение рисков его деятельности.

5. Технические вопросы

Вопросы информационных и телекоммуникационных технологий имеют первостепенное значение в проекте создания Центрального депозитария. Используемые системы, разработанные с учетом передовых разработок, должны будут иметь запас прочности и масштабируемость, рассчитанные на существенный рост российского фондового рынка.

6. Этичность подготовки и реализации проекта

Формирование центрального депозитария является сложным и многогранным проектом, вовлекающим в себя значительное количество участников и затрагивающим ряд интересов. Высокая технологичность проекта и необходимость его осуществления с учетом эффективного использования имеющихся и привлекаемых ресурсов потребует всесторонней проработки всех аспектов его реализации и разработки детального плана (бизнес-плана) проекта, возможно, с участием международно признанных консультантов.

Разработанный бизнес-план будет содержать программу действий по созданию Центрального депозитария и его дальнейшему развитию на несколько лет вперед.

7. Предлагаемые ближайшие практические шаги государственных органов

  • Выработка согласованного видения концепции центрального депозитария и принципов его функционирования и формирования;
  • через участие в капитале существующих инфраструктурных организаций и использование своего авторитета как регуляторов рынка инициирование обсуждения и подготовки проекта профессиональными участниками рынка с соблюдением означенных выше принципов;
  • способствование установлению и развитию диалога участников рынка для выработки оптимального и взаимоприемлемого способа реализации проекта;
  • активное участие в обсуждении и подготовке бизнес-плана проекта создания ЦД.

20.09.2002

Решение МАП о требованиях ФКЦБ к регистраторам

13.08.2002

Проект положения о клиринговой деятельности

09.07.2002

Проект Положения о деятельности спецдепов

15.05.2002

Аналитическая записка Совета Федерации

11.04.2002

У АВК нет неразмещаемых займов

21.03.2002

Проект положения о собрании акционеров

11.03.2002

Письмо законодательного собрания С.В.Генералову

19.02.2002

ПРЕДЛОЖЕНИЯ о формировании и регулировании рынка российских депозитарных расписок

11.01.2002

Стенограмма 2-го чтения проекта закона о РЦБ

20.12.2001

Проект положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг

19.11.2001

РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний "Роль кодексов корпоративного управления в развитии российского законодательства"

24.10.2001

Игорь Костиков стал четвертью доцента( газета "Деловой Петербург" № 188 от 23.10.01 )

06.09.2001

Проект положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг

06.09.2001

Порядок ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами

04.07.2001

Тезисы интервью председателя ФКЦБ журналу "Компания" от 2.07.01

28.06.2001

Принятые Госдумой поправки В.С.Плескачевского в закон об инвестфондах

05.06.2001

Проект требований ФКЦБ к собственному капиталу профучастников

17.05.2001

Позиция В.С. Плекачевского по вопросам налогообложения рынка капитала.

23.04.2001

Первое интервью нового председателя Комитета по собственности Госдумы

09.04.2001

МАРЖИНАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ: аналитический обзор публикаций в центральной и региональной прессе

03.04.2001

Правительство РФ одобрило законопроект об изменениях и дополнениях ФЗ "О рынке ценных бумаг" подготовленный ФКЦБ.

28.03.2001

На 4 апреля намечено рассмотрение на пленарном заседании Госдумы проекта главы 25 "Налог на прибыль организаций" второй части Налогового Кодекса.

19.03.2001

19 марта состоялся Круглый стол по обсуждению поправок в закон "О биржах и биржевой торговле".

12.03.2001

ЦБ прогнулся перед ФКЦБ и разослал оперативное указание № 34 -Т от 1.03.01 об открытии специальных брокерских счетов для клиентских денег.

25.02.2001

Экспертная группа при Минэкономике признала целесообразным разработать пакет законопроектов, регулирующих инвестиции, сообщил член экспертной группы, председатель подкомитета по фондовым рынкам Госдумы РФ Виктор Плескачевский.

16.02.2001

ФКЦБ намерена в ближайшее время принять документы стандартизирующие и переводящие в электронный формат всю отчетность всех профессиональных участников перед госрегулятором.

Rambler's Top100 Rambler's Top100