П А Н О Р А М А    П Р О Б Л Е М
21.02.2001

В конце прошлого года журнал Рынок ценных бумаг организовал круглый стол по проблемам инфраструктуры РЦБ. Вашему вниманию предлагаются выдержки этого обсуждения (см. полный текст в No 2 (185) за 2001 г.).

Каково будущее российской учетной системы?

Михаил Алексеев, РОСБАНК

Я бы выделил следующие проблемы учетной инфраструктуры. Первая - это проблема ее недостаточной эффективности. Система производит больше рисков, чем хотелось бы. Она более затратив как в смысле материальных ресурсов, так и в смысле времени, необходимого на обработку транзакций. Она достаточно архаична в смысле общей архитектуры и своего построения. Проблема неэффективности могла бы решаться, если бы существовала какая-то продуманная стратегия усовершенствования, реформирования этой системы.

И здесь мы должны назвать вторую проблему, которая, как мне кажется, тоже имеет большое значение, - отсутствие желания реформировать эту учетную инфраструктуру и сделать ее эффективной, отсутствие политической воли. Пока не видно, чтобы кто-то - будь то участники рынка или регулирующие органы, правительство или наши зарубежные партнеры - хотел бы изменить ситуацию к лучшему. То есть на рынке сложился некий статус-кво.

Есть еще третья проблема, от которой нам не уйти, - это отсутствие самого рынка как такового, отсутствие оборотов и продуктов. Можно создать самую современную и передовую систему, но если в нее нечего будет загружать, то по этим “кровеносным сосудам” нечему будет обращаться, все усилия будут напрасны. Эти проблемы взаимоувязаны. Я бы сказал, что определенные проблемы учетной инфраструктуры связаны с общими проблемами рынка.

Борис Черкасский

Я согласен с Михаилом Юрьевичем, но немного обострил бы некоторые моменты. Про неэффективность нашей инфраструктуры я сказал бы резче: в каком-то смысле она просто не существует. Она не построена, ее связи не сформированы, она не продумана. Говорилось также об отсутствии желания и воли эту инфраструктуру сделать.

С другой стороны, появляются опасения, что “может быть, не надо, а то такое получится”. Все мы помним и Постановление ФКЦБ No 20 с хранителями и попечителями, и “Центральный депозитарий”. Я бы сказал так:

пугает не отсутствие воли, а отсутствие разумной воли.

Галина Стародубцева

Есть одна очень хорошая поговорка о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Действительно, несистемность и нелогичность в регулировании присутствуют. Но при этом нельзя забывать, что ради принятия хорошего нормативного акта не стоит игнорировать те, которые уже приняты. И создание механизма исполнения этих нормативно-законодательных актов, и контроль за их исполнением - это не менее важные задачи, чем грамотно продуманное регулирование. Эти две проблемы между собой тесно взаимосвязаны. Поэтому я бы хотела еще раз обратить внимание на крайне тяжелую ситуацию, которая сложилась с принятием поправок к закону “О рынке ценных бумаг”.

Еще один момент - это отсутствие нормальной судебной практики. Сейчас не так много грамотных юристов, чтобы говорить о существовании целой системы. К сожалению, отсутствуют нормальные прецеденты, разъяснения Высшего арбитражного суда. Эта проблема сейчас - одна из важнейших, это просто вопрос безопасности бизнеса, законодательной безопасности.

Алексей Жинкин,Трансфер-агентский центр

Проблема отсутствия рынка связана в первую очередь с общеэкономической ситуацией в стране. Здесь большую роль играют налоговое законодательство, отношение к инвестициям, к защите прав.

По поводу проблемы политической воли. Нужна ли она? Насколько я себе представляю историю рынков ценных бумаг других стран, государство играло какую-то свою роль, но, как правило, инфраструктуру рынка формировала торговля, т.е. люди, которые проводят операции на рынке. Они предъявляют определенный набор требований к тому, как должно происходить исполнение сделок, которые они заключают. У нас в этом плане полное молчание.

Что у нас появилось на рынке за последние 10 лет? Нужно было проводить ваучерные аукционы - значит, должна появиться организация, которая учтет, у кого сколько акций. Так появились регистраторы. Появились первые зачатки торговли с некоторым сервисом - появились и депозитарии. Начали образовываться нормально работающие торговые площадки - при них появились расчетные депозитарии. Год назад нами была сделана еще одна попытка - мы создали Трансфер-агентский центр. Так постепенно и развивается наш рынок - без определенной политической воли.

Юрий Михайлов, Санкт-Петербургская валютная биржа

Мне хотелось бы отметить, что есть существенное отличие рынка московского от рынка регионального. Одна из основных проблем, как мне кажется, заключается в том, что в регионах практически отсутствуют собственные финансовые инструменты и развитая техническая инфраструктура для функционирования региональных фондовых рынков.

Давайте вспомним, как строился рынок ГКО: под эти бумаги была выстроена специальная инфраструктура, которая позволяла легко осуществлять доступ к операциям и проводить расчеты с этим инструментом любому из участников торгов практически из любой точки России, разделенной на 9 часовых поясов. Во Владивостоке торги начинались в 17 часов, а в Москве это было только 10 часов утра. На существующих региональных фондовых рынках этого нет. Участник из Владивостока просто не может торговать вместе с московским коллегой - для этого должна быть построена техническая инфраструктура фондового рынка на всей территории страны и соответствующая ей система расчетов, которая не требовала бы перевода денежных средств из регионов в Москву для участия в торгах на фондовом рынке.

Максим Калинин , Регистратор НИКойл

Я бы хотел поддержать эту тему. Инфраструктура не развита во всех смыслах. Она грозит оставить нас даже без того куцего рынка и без тех мизерных оборотов, которые мы имеем сейчас. Де-факто мы уже проиграли конкурентную борьбу с организованными рынками развитых стран. 50% акций ЛУКОЙЛа, например, торгуются на западном рынке. В конкурентной борьбе с более развитыми, более надежными системами мы проиграли - и регистраторы, и депозитарии, и торговые системы, и в какой-то степени брокеры. Мы теряем то, что могли бы иметь.

Поэтому ответ здесь однозначен: до тех пор пока мы инфраструктуру не наладим, к нам не вернется то, что от нас уже “сбежало”. Если поставить задачу вернуть это, то станет очевидно, что нужно решать проблему инфраструктуры, а не ждать милости от природы, когда у нас у каждой домохозяйки будет зашито по 10 тыс. долл. в носке и она будет готова их инвестировать в отечественные предприятия.

Алексей Телятников, Технический центр РТС

Мы все время ругаем инфраструктуру. Давайте сравним то, что есть у нас, с тем, что есть на Западе. Кто-то сравнивал, сколько стоит расчет сделки в Лондоне и в ДКК в России - оказалось, что принципиального огромного разрыва в стоимости нет. Люди имеют доступ к информации, к возможности торговать и рассчитываться через кастодиальные банки повсюду.

Проблема в том, что нет рынка. И в том, что бабушки не несут нам деньги в торговые системы. Комиссия, которая есть на ММВБ в секции фондового рынка, составляет 0,01% - это в 20 раз меньше, чем в Италии, а скорости доступа к торговым системам превышают те, которые есть в западных странах. Но мы же не говорим, что в Италии неэффективный рынок.

Эффективность не определяется стоимостью. Наверное, не в этом проблема. Есть конкретные задачи, которые надо решать, - это стандартизация, выработка определенных правил взаимодействия и т.д. Кто будет делать это более эффективно, тот останется на рынке, остальные с него уйдут. Понятно что инфраструктура постепенно будет оптимизироваться так, чтобы на нее тратилось меньше денег.

Галина Стародубцева

Я бы хотела вернуться в качестве основы для своего комментария по поводу новых тенденций развития учетной системы к выступлению г-на Михайлова. Вопрос участия регионов на рынках на самом деле базируется на этом.

В России всегда было две проблемы: дураки и дороги. Про первую проблему я молчу. Проблема дорог в наш век переросла в проблему каналов связи и защиты этих каналов, чтобы региональные участники, инвесторы, дилеры, брокеры, региональные кастодиальные банки могли нормально обслуживаться в расчетных депозитариях, работать в торговых системах. Вопросы перехода торговли полностью на электронный документооборот сейчас становятся чрезвычайно актуальными.

Сегодня у государства нет утвержденной концепции в области развития телекоммуникаций. Недостаточное количество действующих законодательных актов. Идут дискуссии о законе об электронной цифровой подписи (ЭЦП). Нерешенность этих вопросов сейчас сильно сдерживает развитие рынка ценных бумаг, потому что работать по электронным сообщениям, не имея при этом законодательной защиты, сложно.

Наталья Лебедева ДКК

Я не согласна с этим утверждением. У нас с регистраторами, осуществляющими ведение реестра более чем 50% эмитентов, чьи ценные бумаги допущены к обращению в ДКК, заключены договоры об электронном документообороте. Мы идем на собственные затраты, я имею в виду оборудование, криптозащиту и пр. Мы большую часть документооборота ведем в электронном виде. Этот процесс постепенно позволяет в значительной степени снизить риски, потому что мы фактически зачисляем бумаги на основе документов, предоставленных от регистратора с их подписью. В этом виде у нас сотни операций в месяц идут через электронное взаимодействие с регистраторами.

Юрий Денисов

Петербургская центральная регистрационная

компания

Возможность использования электронной подписи с юридической точки зрения сейчас упирается в сложность разрешения возможных конфликтов между отправителем и получателем электронного сообщения.

В настоящее время просто отсутствует какая-либо система, которая могла бы авторитетно подтвердить подлинность сообщения. В конце концов в суд придется представлять либо распечатки, либо компьютерный файл на магнитном носителе. И я не исключаю ситуацию, когда отправитель предоставит распечатку одного содержания, а получатель - другого. Кто в этом случае поможет судье решить, какая же из этих двух сторон права? Какое из двух представленных сообщений истинное? И на каком этапе произошел сбой? До тех пор пока не определен орган, который мог бы взять на себя эти функции, электронная система связи все-таки не защищена.

Галина Стародубцева

Сегодня есть прецеденты квалифицированного рассмотрения спорных дел, связанных с электронным документооборотом. Так, например, в ассоциации документальной электросвязи работает третейский суд. И, для того чтобы получить достаточно квалифицированное юридическое заключение, равное по силе решению Арбитражного суда первой инстанции, достаточно в свои договоры внести третейскую оговорку и согласиться заранее с тем, что третейский суд это будет рассматривать.

Что касается последней инстанции, которая будет говорить о том, какой документ более правильный. На самом деле ЭЦП предусматривает по своему алгоритму подтверждение авторства и подлинности документа, а также его неизменности. Сегодня этот документ будет признаваться судом только в том случае, если есть договорная система, в которой прописана возможность применения ЭЦП. Это базируется на Гражданском кодексе, и есть разъяснения Высшего арбитражного суда на эту тему.

Алексей Жинкин

Я бы хотел добавить, что с точки зрения фальсификации электронная подпись - это существенно более серьезный предмет, чем обычная подпись, которой вы так доверяете. Для того чтобы сделать бумажную подпись, требуется 2 часа на изготовление печати и 2 класса образования, чтобы правильно научиться водить ручкой. А чтобы подделать электронную подпись, требуется лет 10 послеинститутского обучения и хорошая машина.

Сергей Куприянов “Рынок ценных бумаг”

Возвращаясь к повседневным проблемам учетной системы, я предлагаю обсудить практику взаимодействия с государственными органами, в том числе с налоговыми и судебными.

Юрий Плавник

директор Северо-Западного

представительства ПАРТАД

К сожалению, сегодня одним из самых крупных источников риска является деятельность наших органов по исполнению судебных решений на рынке ценных бумаг. Это высказывание, возможно, воспринимается как излишне парадоксальное и резкое, но последний питерский опыт показывает, что это так. У нас законы об исполнительном производстве и о рынке ценных бумаг абсолютно не стыкуются. Выпущенное правительством постановление о порядке наложения ареста на ценные бумаги невыполнимо. Может быть, кто-то из присутствующих меня поправит, но я не видел ни одного акта судебного исполнителя, который бы полностью отвечал этому постановлению.

Не знаю, как в Москве, но в Санкт-Петербурге регистраторам и депозитариям суды отказывают в судебной защите от действий судебных приставов и исполнителей в тех случаях, когда регистраторы не участвовали непосредственно в судебном производстве. И получается достаточно интересная картина: с одной стороны, ФКЦБ России, как недавно докладывал И. Костиков, штрафует регистраторов и депозитарии за исполнение незаконных требований судебных приставов; с другой стороны, неисполнение требования судебных приставов влечет за собой штраф и уголовное преследование со стороны наших судебных органов. Плюс к этому и регистраторы, и депозитарии не имеют судебной защиты интересов, причем не столько своих, сколько своих клиентов. Это в значительной степени подрывает доверие к нашей учетной системе в целом.

ФКЦБ в своей концепции указала на то, что среди регистраторов и депозитариев именно регистраторы в первую очередь зависимы от финансово-промышленных групп. В качестве “лечения” предлагается дальнейшее укрупнение регистраторов, в том числе за счет усиления требований к их собственным средствам. Простите, но регистраторский бизнес по определению не является высокодоходным. Следовательно, регистраторам для того, чтобы выжить при таком ужесточении требований, придется пойти на поклон к тем же самым ФПГ. Иначе говоря, лекарство не лечит, а усиливает болезнь, отмеченную ФКЦБ. Это к вопросу о концепции.

Михаил Алексеев

Согласен с важностью проблемы и полностью поддерживаю предыдущего докладчика. Та проблема, которая им обозначена, действительно является очень острой.

В условиях отсутствия больших оборотов и затишья по операциям сейчас подспудно идет процесс кардинального передела собственности, в котором учетная инфраструктура является одним из инструментов его проведения. Я курирую один достаточно крупный по объемам депозитарий и одновременно являюсь председателем совета директоров в крупном регистраторе. И там и там стоит длинная очередь из представителей правоохранительных органов. Причем у всех есть подлинное удостоверение сотрудников налоговой инспекции, полиции, МВД, ФСБ и т.д., у всех письма, у всех право на выемку и получение информации.

Нам приходится достаточно часто проверять полномочия тех людей, которые приходят к нам с такими документами. Я вас уверяю: в половине случаев письма, с которыми к нам обращаются из налоговой инспекции, не зарегистрированы в тех органах, которые их выпускают. Это частные заказы, которые выполняются государственными силовыми структурами. Сохранность тайны реестра и права наших клиентов ставятся такими действиями под серьезную угрозу. В каждом регистраторе и депозитарии есть отдел из нескольких человек, которые больше ничем не занимаются, кроме как решают вопросы с правоохранительными органами.

Достаточно любого решения районного суда о наложении ареста, и к вам придет пристав. Я совершенно согласен с тем,.что нет никакой защиты, никакой возможности законно противостоять этим действиям. На период наложения ареста можно проводить любое собрание акционеров, менять руководство, а дальше люди в масках будут брать заводы, и уже есть целый ряд конкретных примеров этого. Это страшная проблема, которая наносит большой ущерб всему бизнесу и репутации всей учетной системы. Как ее решать, я не знаю, но решение должно быть найдено как можно скорее.

Сергей Куприянов

У нас в повестке дня стоят еще несколько вопросов. Я предлагаю обсудить сейчас тему снижения рисков, страхования рисков, опыт первых страховых случаев. Кто может высказаться по этому поводу?

Петр Лансков

Мы в течение как минимум 3 лет реализуем программу в ПАРТАД по страхованию и управлению рисками. Сегодня уже к сотне приближается количество страховых договоров, которые ежегодно перезаключаются. Мы имеем десятки страховых случаев, по которым производились выплаты. Ни разу не было случая, чтобы регистратор или депозитарий обратился в ПАРТАД с информацией о том, что состоялся страховой случай и страховщик отказался ему выплатить страховку.

Именно потому, что эти случаи страховые, именно потому, что регистратор и депозитарии застрахованы, о фактах таких случаев никто не узнает, потому что проблема решается через тихое неспешное дело страховщика.

Имеющиеся в нашем законодательстве возможности управления страховым обеспечением как одной из форм управления рисками на фондовом рынке не используются в полной мере. Я думаю, что опыт использования страховых продуктов участниками ПАРТАД как раз позитивный. И участвуют в этом только крупнейшие страховые компании - Ингосстрах, РОСНО, Военно-страховая компания и т.д..

Сергей Куприянов

Таким образом, мы уже затронули следующую тему, которую мы предполагали обсудить, - роль и место саморегулируемых организаций в развитии учетной системы.

Петр Лансков

Я считаю, что та модель саморегулирования, которая была закреплена в нормативных актах ФКЦБ России 1997 г., себя уже исчерпала. Обсуждать ее достоинства и недостатки, конечно, можно, но это не больше, чем исторический интерес. А новая модель пока не сформулирована.

Я думаю, что очень продуктивным сейчас был бы отход от ведомственного способа регулирования. Любая СРО - это деньги, это затраты профсообщества, а в конечном счете издержки, которые оплачивает инвестор. Начинать “поход за новой моделью СРО”, не зная, как к реализации этой модели отнесется регулятор, и призывая всех остальных нести издержки от ее внедрения, достаточно тяжело.

Поэтому нужен единый закон о СРО, который осмыслит имеющийся опыт, закрепит его на законодательном уровне и распространит его на все те сферы финансовых рынков, где уже сформировались бизнес-сообщества, где есть профессиональные участники рынка, для того чтобы саморегулирование менялось этими участниками по их желанию в том месте в тот момент, когда они захотят его поменять, а не по желанию того или иного конкретного ведомства.

На мой взгляд, саморегулирование должно идти в такт с развитием рынка, а не в такт с развитием госрегулятора. Обсуждать нужно не конкретные взаимоотношения, исторически сложившиеся между конкретными уже существующими СРО и конкретным существующим регулятором, а саму идею саморегулирования и способы ее реализации.

В принципе, насколько мне известно, в Госдуме планируются парламентские слушания на тему проекта закона о саморегулировании, который подготовлен при участии НАУФОР, ПАРТАД и других инициативных сил среди страховщиков и “пенсионщиков”. Я думаю, что эти силы интеллектуально достаточно сильны, чтобы подготовить рамочный закон, который бы не прописывал каждый шаг СРО от и до, а давал общие принципы и некую систему создания этих организаций.

Людмила Урскова, МФБ

Наша жизнь и наш рынок показали, что СРО в России должны быть. Возможность СРО реализоваться в цивилизованном варианте будет зависеть прежде всего от того, как к этому институту будет относиться ФКЦБ. Если ФКЦБ увидит, что это тоже институт, с помощью которого она сможет решать проблемы, то можно надеяться, что у нас появится законодательство, которое позволит решить очень многие инфраструктурные вопросы.

Алексей Телятников

Существует еще одна очевидная проблема - нумерации выпусков. Она заключается в том, что у отдельного эмитента может быть несколько выпусков ценных бумаг. Депозитарий должен вести учет по выпускам, но реально рынок торгует без них. Стоимость рассортировки результатов торгов по выпускам огромная. С точки зрения торговых систем это основная проблема, которая возникает в плане учета ценных бумаг.

Константин Костына ДКК

Я хотел бы поддержать мнение о том, что назрела необходимость внедрения механизма, который позволял бы учитывать выпуски с одинаковыми правами одинаковым образом. Результатом отсутствия этого является то, что на некоторых торговых площадках просто торгуются отдельные выпуски, потому что у торговых площадок нет желания торговать многими выпусками, ибо это усложняет депозитарный учет.

Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся в депозитарием учете, это так называемая проблема двух дат. Речь идет о том, что в реестре акционеров смена одного зарегистрированного лица на другое зарегистрированное лицо происходит в один день, а пока эти документы доходят до депозитария, зачисление ценных бумаг осуществляется другой датой. При реализации же корпоративных действий используется дата записи в реестре. Этот вопрос не урегулирован законодательством.

Михаил Алексеев

В заключение я хотел бы обобщить некоторые выступления, которые здесь прозвучали.

Первое. Мне кажется, все, кто здесь выступал, едины в том, что учетная система в РФ есть и она работает. Более того, эффективность этой системы повышается, хотя мы все прекрасно понимаем, что есть всякого рода проблемы, которые надо решать. Практически все, кто выступал, едины в том мнении, что у нас нет какого-то плана, который бы задавал вектор нашего развития. Есть идеи, но непонятно, кто и как будет их практически реализовывать.

Все сейчас сидят и ждут изменений, а тем временем наша система продолжает развиваться по эволюционному пути. Видимо, проблемы у нас не настолько сильные, чтобы заставлять всех участников активно шевелиться. Видимо, какой-то запас прочности у нашей учетной системы все же есть. Может быть, это и не так плохо.

Общая точка зрения состоит в том, что, если будут проводиться какие-то целенаправленные изменения этой системы, они должны быть хорошо взвешены и продуманы.

Редакция приглашает все заинтересованные стороны принять участие в продолжении обсуждения данной темы на страницах журнала.

Место для вашего флажка
Rambler's Top100 Rambler's Top100