П А Н О Р А М А    П Р О Б Л Е М
Архив
  
16.05.2001

Тезисы статьи С.Томляновича "Российские кастодианы: эффективность как условие выживания" в журнале РЦБ N 8 2001-05-15

ВОЗМОЖНЫЕ КЛИЕНТСКИЕ СТРАТЕГИИ

В зависимости от ориентации на одну из клиентских групп (крупные, мелкие,портфельные инвесторы) профессиональный участник рынка ценных бумаг в ближайшие несколько лет будет вынужден выбрать одну из следующих стратегий (или ролей):

  • Инвестиционный банк и/или финансовый холдинг.

    Данная стратегия предполагает фокусировку на крупнейших корпоративных инвесторах. Очевидное преимущество данного подхода - высокая доходность операций за счет их значительной стоимости и относительно малого количества, а в случае стратегического партнерства с инвестором - относительная защищенность от конкуренции. Слабость этой стратегии - в высокой зависимости от инвестиционной политики и финансового состояния покупателя, а также уникальность каждой сделки и, следовательно, ее высокая себестоимость.

  • Брокер и/или доверительный управляющий.

    Несмотря на то что портфельное инвестирование в ценные бумаги по-прежнему затруднено из-за недостатков системы налогообложения и недостаточного развития системы институциональных инвесторов, именно развитие этого типа финансовых услуг, а также управления активами в ближайшие год-два привлечет на фондовый рынок значительный объем дополнительных инвестиций и существенно повысит его общую привлекательность для второй целевой группы клиентов. Выбравшие данную стратегию могут использовать относительно более низкий уровень операционных рисков (естественно, за исключением маржинальной торговли) и имеющийся многолетний опыт работы в данном сегменте рынка. К недостаткам данной стратегии относятся продолжающий снижаться уровень доходности брокерских операций и достаточно высокие запросы потенциальных клиентов по управлению активами, привыкших к высоким доходностям эпохи ГКО и растущего NASDAQ.

  • Многофилиальный розничный банк-кастодиан.

    В условиях неопределенности долгосрочных тенденций экономического развития физические лица, имеющие на руках значительные сбережения (по разным оценкам, от 20 до 50 млрд долл.), в высшей степени не склонны к риску, поэтому чаще всего предпочитают вкладывать их в недвижимость или в депозиты в иностранных банках. Это, однако, не значит, что потраченные на привлечение частных инвесторов ресурсы будут израсходованы впустую. Даже сейчас реальную емкость внутреннего рынка розничных инвестиционных услуг можно оценить в диапазоне от 5 до 15 млрд. долл. При сохранении благоприятных тенденций развития экономики к 2004 г. этот показатель может вырасти до 30-40 млрд. долл. С началом циклического подъема инвестиции в создание розничных технологий обслуживания участников рынка ценных бумаг окупятся сторицей. Единственная проблема состоит в том, что на российском фондовом рынке присутствует не так много участников, готовых рассматривать инвестиционные проекты со сроком окупаемости в 2004 г.

  • Комбинированная стратегия (сочетание предыдущих трех).

    Как всякая эклектика, комбинированная стратегия несет в себе возможность аккумулирования как сильных, так и слабых сторон трех перечисленных выше вариантов развития. В негативном варианте это бессистемное развитие и нерациональное использование ресурсов в попытке угодить всем. Стороннего наблюдателя может "утешать" лишь то, что в нынешних условиях попытки реализации такого варианта будут быстро и безжалостно пресекаться "невидимой рукой рынка". В позитивном варианте - это стратегия универсального инвестиционного банка, требующая для успешной реализации выработки четкой системы приоритетов и значительных затрат финансовых ресурсов. Вероятность успешной реализации комбинированной стратегии кем-либо из российских участников рынка в среднесрочной перспективе хоть и невелика, но все же отлична от нуля. То же самое можно сказать о возможности появления на отечественном рынке "раскрученной" дочерней структуры крупного западного инвестиционного банка.

    КАСТОДИАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ: ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

    Процесс специализации депозитариев начался в 1998 г. разделением их на расчетные (инфраструктурные) и кастодиальные (клиентские). В силу того, что процесс специализации был искусственным образом ускорен, некоторым крупным структурам еще предстоит сделать окончательный выбор между ролью кастодиана и расчетного депозитария и соответствующим образом скорректировать свою стратегию. Здесь мы рассмотрим лишь возможные стратегии "определившихся" кастодианов.

    Поскольку деятельность кастодиальных депозитариев по определению носит поддерживающий, обеспечивающий характер, возможные стратегии развития российских кастодианов в значительной степени следуют из вышеперечисленных общих стратегий развития клиентского бизнеса на фондовом рынке.

  • "Отдел учета активов" финансового холдинга.

    Работа с крупными промышленными клиентами в рамках холдинга или вне его диктует кастодиану соответствующий набор услуг. Помимо базовых услуг по учету и хранению это помощь в проведении реструктуризации капитала, организации дополнительных эмиссий, слияний и поглощений, в решении имущественных споров. В рамках данной стратегии депозитарий чаще всего оказывается вспомогательным подразделением, однако по мере развития рынка и усложнения описанных операций их осуществление может быть переведено на контрактную основу.

  • "Коллективный бэк-офис" брокеров и доверительных управляющих.

    Классический путь развития кастодианов и, как следствие, наиболее конкурентный сегмент рынка также предусматривают оказание большого набора дополнительных услуг, но более связанных с операциями на вторичном рынке. Помимо услуг типа организации поставки против платежа или подкредитовки под кассовые разрывы, это и кредитование ценными бумагами, и еще не широко распространенный в России инвестиционный учет для фондов. Вывод большинством брокеров операций с ценными бумагами в Интернет приведет к усилению конкуренции между существующими посредниками и, как следствие, к сокращению их количества.

  • Распределенная система учета депозитарных операций в многофилиальном банке.

    Предусматривает создание набора стандартных услуг, оказываемых широкому кругу физических лиц и небольшим фирмам, не специализирующимся на финансовых операциях. Данный вариант требует большего внимания к развитию внутренних технологий учета, их надежности и тиражируемости. Требует значительных затрат, в том числе на оборудование помещений и хранилищ, окупаемость которых пока находится под вопросом. Для успеха данной стратегии определяющим является развитие технологии электронного документооборота через Интернет.

  • Универсальный кастодиан.

    Как было сказано выше, успешная реализация такого варианта требует значительного времени и ресурсов. Пожалуй, единственной группой российских депозитариев, для которых он теоретически возможен, являются крупные банки, аффилированные с промышленными холдингами.



  • 18.04.2001

    Интервью члена Советов директоров НАУФОР и ПАРТАД П.Ланскова газете "Деловой Петербург"
    "Деловой Петербург" No69 от 18.04.2001

    02.04.2001

    Правовой статус иностранного банка-депозитария, выпускающего АДР на акции российских компаний
    (тезисы статьи Д.А. Шохина в журнале РЦБ No2 за 2001 год)

    05.03.2001

    Регистраторы - вечные заложники истории
    ( тезисы статьи М.Н.Калинина в Ведомостях ПАРТАД No1 за 2001г.)

    21.02.2001

    Каково будущее российской учетной системы?

    Место для вашего флажка
    Rambler's Top100 Rambler's Top100