З А К О Н Н Ы Е 
 М Ы С Л И 

Архив
    
19.04.2007   
Законопроект о биржах и организованных торгах (zip)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О биржах и организованных торгах"

скачать законопроект о биржах и организованных торгах (zip)

Актуальность представленного проекта федерального закона "О биржах и организованных торгах" обусловлена следующим.

В настоящее время в России не существует единого федерального закона, который регулировал бы деятельность бирж, и иных организаторов торговли по проведению организованных торгов, а также деятельность информационных брокеров по распространению ценовой информации. Кроме того, регулирование деятельности различных типов бирж отличается значительной сегментарностью. Данный подход в процессе разработки соответствующего законодательства был продиктован необходимостью учета специфики обращения соответствующего биржевого товара (инструмента биржевой торговли) при регулировании биржевой деятельности.

Результатом такого развития рынка стала неструктурированностъ понятийного аппарата, наличие не соответствующих друг другу определений одних и тех же понятий, отсутствие общепринятой терминологии, распыленность законодательства об организованных рынках, оформленного множеством не связанных друг с другом правовых актов затрудняет как применение действующих законов (в частности, разработку подзаконных актов), так и дальнейшее совершенствование законодательства (использование во вновь разрабатываемых нормативных правовых актах понятий, по-разному определенных разными регуляторами, приводит к возможности неоднозначной трактовки вводимых норм).

Действующая нормативная база, регулирующая деятельность бирж и организаторов торговли, охватывает лишь отдельные сегменты рынка. При этом за пределами регулирования остается целый ряд важнейших составляющих финансового рынка (валютный рынок, рынок производных инструментов, рынок складских свидетельств), что не просто повышает риски и затрудняет развитие внутреннего финансового рынка, но фактически является непреодолимым препятствием такому развитию.

Кроме того, в российском законодательстве фактически отсутствует полноценное законодательное регулирование так называемых информационных брокеров - организаций, осуществляющих распространение ценовой информации по определенным правилам.

Таким образом, существующее регулирование организации и осуществления торговли на финансовом и товарном рынках отличается одновременно наличием, как существенных пробелов, так и противоречивостью действующих норм.

Следует обратить внимание, что при разработке законопроекта возникла необходимость изменить его рабочее название на "О биржах и организованных торгах" (прежнее название - "Об организованных рынках и биржевой торговле в Российской Федерации") поскольку, по нашему мнению, такое название более четко отражает содержание законопроекта.

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с проведением организованных торгов, а также с деятельностью информационных брокеров по распространению ценовой информации в Российской Федерации. В целом предлагаемый законопроект направлен на регулирование деятельности по организации торгов и распространению ценовой информации на финансовом и товарном рынках Российской Федерации, деятельности участников таких рынков, защита прав и интересов конечных пользователей этих рынков.

Целью законопроекта является установление:

единообразия основных понятий, используемых при осуществлении организованных торгов на любых сегментах рынка (в том числе определение единых общих признаков организованных торгов), а также распространению ценовой информации. Законопроектом определяются понятия и признаки биржевых торгов, внебиржевых организованных торгов, деятельности информационных брокеров по распространению ценовой информации;

принципов осуществления организации торгов, проводимых биржей, торговой системой, а также принципов распространения ценовой информации информационными брокерами, единых для всех сегментов рынка;

требований и условий для получения организаторами торгов лицензий на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов, лицензий на осуществление деятельности по проведению внебиржевых организованных торгов и государственной аккредитации (для информационных брокеров). В законопроекте четко определены основания отказа в выдаче лицензии и регистрации правил организованных торгов, а также основания для приостановления действия и аннулирования лицензий;

особенностей заключению договоров на организованных торгах;

требований к составу и содержанию внутренних документов организаторов торгов и информационных брокеров;

особенностей корпоративного управления бирж (взаимоотношения собственников и участников торговли, функции биржевого совета и совета секции и т.д.);

единых принципов регулирования указанной деятельности. В законопроекте принципиально изменен подход к государственному регулированию деятельности по проведению организованных торгов и деятельности информационных брокеров по распространению ценовой информации, поскольку определяется, что государственное регулирование указанной деятельности осуществляется одним федеральным органом исполнительной власти, имеющим возможность издавать нормативные правовые акты.

Одной из основных целей законопроекта является создание основы для качественной ценовой информации, так как такая информация является одним из важнейших ориентиров при формировании и выполнении экономической политики государства. Именно с этой целью развитые страны максимально стимулируют развитие собственных, находящихся под национальной юрисдикцией, бирж, как инфраструктурных организаций, формирующих эти цены.

С этой целью законопроектом устанавливается возможность, а также принципы осуществления расчета цен и индексов организаторов торгов и информационных брокеров.

Принятие представленного законопроекта позволит усовершенствовать деятельность по проведению организованных торгов и деятельность информационных брокеров, обеспечить переход их на качественно новый уровень, а также позволит биржам, торговым системам и информационным брокерам занять соответствующее место в российской экономике в качестве основной ценообразующей структуры.

При разработке настоящего законопроекта использовалась практика, применения нормативных актов ФСФР России (а также ФКЦБ России и комиссии по товарным биржам при МАП России), Банка России, судебная и арбитражная практика по спорам, связанным с биржевой деятельностью, договорам, заключенным на биржевых торгах, а также нормативные акты иностранных государств и международные соглашения и директивы.

31.08.2006
02.06.2006
02.06.2006
28.04.2006
20.03.2006
06.02.2006
28.12.2005

Власть как бизнес

18.08.2005

Хранилище конфликтов

07.06.2005

Предложения СРО по стратегии развития финансовых рынков

15.05.2005

Окончательный вариант концепции закона о ЦД

19.11.2004

2-й вариант концепции закона о ЦД

21.10.2004

Концепция закона о ЦД

29.06.2004

Положение о ФСФР

05.02.2004

Перечень функций госорганов на финансовом рынке подлежащих уточнению

17.12.2003

Протокол комиссии по административной реформе

15.10.2003

Отзыв Правительства РФ на законопроект об СРО

20.06.2003

Мнение Президента РФ о поправках в ст.7-8 закона о РЦБ

19.05.2003

Рекомендации Парламентских слушаний о недружественных поглощениях

04.04.2003

Законопроект об СРО от 31.03.03

11.03.2003

Новый вариант законопроекта об ипотечных ЦБ

11.12.2002

Поправки в закон о РЦБ в отношении регистраторов и депозитариев

29.11.2002

Законопроект о РЦБ, с учетом замечаний Президента РФ

22.10.2002

Поправки в закон о РЦБ, отклоненные Президентом РФ

01.10.2002

Поправки в законопроект "О банкротстве"

08.08.2002

Законопроект о банкротстве перед возвратом в ГД

09.07.2002

Законопроект о НПФ скачать (40,3 Кб)

20.05.2002

Проект постановления об учете прав на инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов

19.04.2002

Законопроект об ипотечных ценных бумагах после первого чтения

15.03.2002

Законопроект о банкротстве после 1-го чтения

18.02.2002

Законопроект о депозитарных расписках В.С.Плескачевского

11.01.2002

Проект закона об РЦБ к третьему чтению      скачать (38 Кб)

20.12.2001

Резолюция участников совещания представителей саморегулируемых, общественных организаций и участников рынка ценных бумаг

03.12.2001

Текущий вариант изменений в закон о РЦБ перед вторым чтением

01.10.2001

Проект о внесении изменений и дополнений в Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации

01.10.2001

Проект поправок в закон о РЦБ и закон об АО, касающихся депозитарных расписок

14.09.2001

Сравнительная таблица концептуальных основ деятельности СРО различных уровней

02.08.2001

Проект закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

13.07.2001

Проект закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

20.06.2001

Проект изменений в ст.7 и 8 закона о РЦБ.

30.05.2001

Проект федерального закона "Об инвестиционных фондах"

11.05.2001

К рассмотрению в Государственной думе готовится законопроект "Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах", под которыми имеются ввиду бумаги с ипотечным покрытием (закладные листы, ипотечные сертификаты участия и т.д.).

20.03.2001

Откровения руководителя регулирующего органа фондового рынка не остались незамеченными.

19.03.2001

20 марта состоятся парламентские слушания на тему "Совершенствование и регулирование конкуренции на рынке финансовых услуг"

27.02.2001

Комитет Государственной думы по экономической политике и предпринимательству проводит 16 марта парламентские слушания на тему "Развитие корпоративного управления в России".

15.02.2001

В последнее время, в прессе активно обсуждается вопрос об изменениях в Закон о негосударственных пенсионных фондах предлагаемых ФКЦБ.

Rambler's Top100