З А К О Н Н Ы Е    М Ы С Л И
Архив
  
03.12.2001

Текущий вариант изменений в закон о РЦБ перед вторым чтением

Внесен Правительством

Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений в

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"

Внести в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 29-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1999, N 28, ст. 3472) следующие изменения и дополнения:

Статья 1.

1). В статье 2:

последнее предложение части второй изложить в следующей редакции:

"Выпуск акций на предъявителя запрещается.";

часть третью изложить в следующей редакции:

"Облигация - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации и (или) иные имущественные права. Доходом по облигации является процент, определяемый как:

процент от номинальной стоимости облигации;

стоимость имущественных прав;

дисконт в виде разницы между номинальной стоимостью или стоимостью имущественного эквивалента и ценой размещения;

разница между ценой продажи и ценой размещения или ценой покупки облигации;

разница между номинальной стоимостью или стоимостью имущественного эквивалента и ценой покупки облигаций.";

часть четвертую изложить в следующей редакции:

"Выпуск ценных бумаг - совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам, и имеющих одинаковую номинальную стоимость, в случаях, когда наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Выпуску ценных бумаг присваивается единый номер государственной регистрации, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска."

дополнить новой частью пятой следующего содержания:

"Дополнительный выпуск ценных бумаг - совокупность ценных бумаг одного выпуска, имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения)."

части шестую-пятнадцатую считать соответственно частями седьмой-шестнадцатой;

часть шестнадцатую считать частью семнадцатой и изложить в следующей редакции:

"Профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 и 3 настоящего Федерального закона."

дополнить статью новой частью восемнадцатой следующего содержания:

"Публичное размещение/обращение ценных бумаг - размещение/обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или организаторов торгов на рынке ценных бумаг, либо с использованием предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, либо с использованием рекламы, в том числе путем открытой подписки";

части семнадцатую и восемнадцатую считать частями девятнадцатой и двадцатой;

дополнить статью частями следующего содержания:

"Опцион эмитента - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право её владельца на покупку в предусмотренный в опционе эмитента срок и (или) при наступлении указанных в нем обстоятельств, определенного количества акций эмитента такого опциона, по цене, определенной в опционе эмитента. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции, устанавливаемыми федеральными законами. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе.

Финансовые инструменты рынка ценных бумаг:

а) эмиссионные ценные бумаги;

б) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов и иные ценные бумаги;

в) производные финансовые инструменты (финансовые инструменты срочных сделок), исполнение обязательств по которым находится в зависимости от изменения цен на ценные бумаги либо от изменения фондовых индексов, рассчитываемых на основании совокупности рыночных цен ценных бумаг - фьючерсные контракты, опционы, форвардные контракты, свопы по фондовым индексам, в том числе исполнение которых предусматривает исключительно обязанность сторон уплачивать (уплатить) денежные суммы в зависимости от изменения цены финансового инструмента, либо значения фондового индекса, рассчитываемого на основании совокупности рыночных цен финансовых инструментов.

Финансовый консультант на рынке ценных бумаг - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую и/или дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, оказывающий эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг, а также в случаях предусмотренных договором, оказывающий услуги по организации размещения ценных бумаг, и получивший аккредитацию в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2). Статью 3 изложить в следующей редакции:

"Статья 3. Брокерская деятельность.

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг) либо от своего имени и за счет клиента, на основании возмездных договоров с клиентом.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.

В случае оказания брокером услуг эмитенту в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, брокер вправе приобрести за свой счет неразмещенные ценные бумаги эмитента.

В случае осуществления брокерской деятельности на основании договора поручения, передоверие брокером совершения сделок допускается только брокеру.

Брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления, если иное не предусматривается договором с клиентом или его поручением. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

Денежные средства клиентов, переданные ими брокеру для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства, полученные по сделкам, совершенным брокером на основании договоров с клиентами, должны находится на отдельном банковском счете (счетах), открываемых брокером в кредитной организации (специальный брокерский счет). Брокер обязан вести учет денежных средств каждого клиента, находящихся на специальном брокерском счете (счетах), и отчитываться перед клиентом. На денежные средства клиентов, находящиеся на специальном брокерском счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам брокера. Брокер не вправе зачислять собственные денежные средства на специальный брокерский счет, кроме случаев их возврата и предоставления займа в соответствии с настоящей статьей.

Брокер вправе использовать в своих интересах денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете, если это предусмотрено договором с клиентом (договором на брокерское обслуживание клиента), гарантируя клиенту исполнение его поручений за счет указанных денежных средств или их возврат по требованию клиента. Денежные средства клиентов, предоставивших право их использовать брокеру в своих интересах, должны находится на специальном брокерском счете (счетах) отдельном от специального брокерского счета (счетов), на котором находятся денежные средства клиентов, не предоставивших брокеру такого права. Денежные средства клиентов, предоставивших брокеру право их распоряжения и использования могут зачисляться брокером на его собственный счет.

Брокер вправе предоставлять клиенту в заем денежные средства и/или ценные бумаги для совершения сделок купли- продажи ценных бумаг при условии предоставления клиентом обеспечения в порядке, установленном настоящей статьёй. Сделки, совершаемые клиентом с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданных брокером в заем, именуются маржинальными сделками.

Порядок и условия предоставления займов, в том числе сумма займа или порядок ее определения, устанавливается договором с клиентом, в том числе в договоре о брокерском обслуживании. При этом подтверждением заключения договора займа, его условий, и факта его исполнения в части предоставления займа, признается отчет брокера о совершенных сделках или иной документ, определенный условиями договора.

Брокер вправе взимать с клиента проценты по предоставляемым займам. В качестве обеспечения обязательств по предоставленным займам брокер вправе принимать ценные бумаги, принадлежащие клиенту и/или приобретаемые брокером для клиента по маржинальным сделкам.

Ценные бумаги, выступающие обеспечением обязательств клиента по предоставленным брокером займам, оцениваются брокером для целей определения размеров предоставленного обеспечения по рыночной стоимости ценной бумаги, сложившейся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи, за вычетом скидки, размер которой устанавливается договором брокера с клиентом, с учетом ограничений, установленных нормативными актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Ценные бумаги, выступающие обеспечением подлежат обязательной переоценке в порядке, устанавливаемом нормативными актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В случае неисполнения клиентом условий договора с брокером в части возврата заемных денежных средств и/или ценных бумаг, в части уплаты процентов за пользование заемными денежными средствами и/или ценными бумагами, а также в случае, если размер обеспечения, рассчитанный с учетом скидок, станет меньше суммы предоставленного клиенту займа, брокер обращает взыскание на ценные бумаги, выступающие обеспечением обязательств клиента, во внесудебном порядке, путем их реализации на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи.

Перечень ценных бумаг, принимаемых брокером в качестве обеспечения обязательств клиента по предоставленным брокером займам, минимальный размер скидок, порядок определения рыночной стоимости ценных бумаг, принимаемых брокером в качестве обеспечения, порядок и условия их переоценки, а также требования к срокам, порядку и условиям реализации ценных бумаг, выступающих обеспечением обязательств клиента, устанавливаются договором брокера с клиентом в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В случае, если конфликт интересов брокера и его клиента, о котором клиент не был уведомлен до получения брокером соответствующего поручения, привел к исполнению этого поручения с ущербом для интересов клиента, брокер обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации."

3). В статье 5:

из части первой слова: " или индивидуальным предпринимателем", исключить;

дополнить статью новой частью второй следующего содержания:

"Наличие лицензии на деятельность по управлению ценными бумагами требуется только в случае осуществления лицом доверительного управления, связанного с распоряжением по усмотрению управляющего ценными бумагами, включая ценные бумаги, полученные им в процессе управления, денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги и денежными средствами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.";

части вторую - пятую считать соответственно частями третьей - шестой."

4.) Дополнить статью 6 новой частью следующего содержания:

"Клиринговая организация обязана утвердить правила осуществления клиринговой деятельности. Клиринговая организация обязана регистрировать правила осуществления клиринговой деятельности, а также изменения и дополнения в них, в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг."

5). Дополнить Федеральный закон статьей следующего содержания:

"Статья 101. Требования к должностным лицам и контролерам профессиональных участников рынка ценных бумаг

1. Функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг не могут осуществлять:

лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда в момент аннулирования у этих организаций лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности за нарушения лицензионных требований или в момент вынесения решения о применении процедур банкротства, если с момента такого аннулирования либо момента завершения процедур банкротства прошло менее трех лет;

лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Указанные лица не могут также входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг, а также осуществлять функции контролера профессионального участника рынка ценных бумаг.

2. Кандидатуры единоличного исполнительного органа и руководителей контрольного подразделения (контролеров) фондовой биржи профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих клиринговую деятельность, депозитариев осуществляющих расчеты по результатам сделок совершенных на торгах фондовых бирж и/или организаторов торговли на рынке ценных бумаг, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, обязан согласовать предложенные кандидатуры или направить профессиональному участнику рынка ценных бумаг мотивированный отказ в согласовании кандидатур в течение 30 дней с момента представления кандидатур на согласование.

В согласовании указанных кандидатур может быть отказано в случае несоответствия кандидата требованиям, установленным настоящей статьей и квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг."

6). Статью 11 изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Требования к фондовой бирже

1. Фондовая биржа действует в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества, а с 1 января 2005 года фондовая биржа - в форме открытого акционерного общества.

2. Одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20 и более процентов акций каждой категории (типа), а одному члену фондовой биржи - некоммерческого партнерства не может принадлежать 20 и более процентов голосов в общем собрании членов такой биржи.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта ограничения не применяются в случае, если акционером (членом) фондовой биржи является другая фондовая биржа.

Членами фондовой биржи, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг.

3. Фондовая биржа не вправе совмещать свою деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельностью, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

В случае совмещения деятельности фондовой биржи с деятельностью валютной биржи и (или) клиринговой деятельностью для осуществления деятельности фондовой биржи и (или) осуществления клиринговой деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.

4. Должностные лица, а также контролер и другие работники фондовой биржи не могут быть участниками юридических лиц - профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся участниками торгов на данной и иных фондовых биржах.

5. Фондовые биржи, созданные в форме некоммерческого партнерства, могут быть преобразованы в открытые акционерные общества.

Решение о преобразовании фондовой биржи принимается членами фондовой биржи большинством в три четверти голосов всех членов фондовой биржи."

7). Статью 12 изложить в следующей редакции:

"Статья 12. Участники торгов на фондовой бирже

Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи.

Порядок допуска к участию в торгах и исключение из числа участников торгов, определяется в правилах, устанавливаемых фондовой биржей.

Неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам не допускаются."

8) Статью 13 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Требования к деятельности фондовой биржи

1. Фондовая биржа обязана утвердить:

правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже;

правила торгов на фондовой бирже, которые должны содержать правила совершения, регистрации сделок, меры, направленные на предотвращение манипулирования ценами, использования служебной информации.

Фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами, инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, обязана также утвердить правила листинга (делистинга) ценных бумаг и (или) правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга, а фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок, ведущих к возникновению иных финансовых инструментов, обязана также утвердить спецификации соответствующих финансовых инструментов.

Фондовая биржа обязана регистрировать в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг документы, указанные в настоящем пункте, а также изменения и дополнения в них.

2. Фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками, с целью выявления использования служебной, информации, манипулирования ценами, и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные листы, требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Участники торгов обязаны представлять фондовой бирже по ее требованию информацию необходимую для осуществления ею контроля в соответствии с правилами торгов на фондовой бирже.

3. Фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения ее участников торгов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже бирже, о результатах торговых сессий, а также предоставить другую информацию, указанную в статье 9 настоящего Федерального закона.

4.Фондовая биржа вправе устанавливать размеры и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за услуги, оказываемые фондовой биржей, а также штрафов за нарушение установленных фондовой биржей правил.

Фондовая биржа не вправе устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок."

9). Статью 14 изложить в следующей редакции:

"Статья 14. Допуск ценных бумаг и иных финансовых инструментов к торгам на фондовой бирже

К торгам на фондовой бирже могут быть допущены ценные бумаги, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации,

в процессе их размещения и обращения, а также выдачи и обращения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов в соответствии с требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Фондовая биржа устанавливает процедуру включения в котировальные листы (листинг), в том числе порядок заключения соответствующего договора с эмитентом ценных бумаг и исключения из котировальных листов (делистинг) ценных бумаг и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В котировальные листы могут включаться только ценные бумаги, соответствующие требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом фондовая биржа вправе устанавливать дополнительные требования к допуску ценных бумаг к обращению на фондовой бирже. Фондовая биржа не вправе отказать в заключении договора о листинге эмитенту, ценные бумаги которого включены в перечень ценных бумаг, подлежащих обязательному допуску к торгам на организаторах торговли на рынке ценных бумаг.

Ценные бумаги могут быть допущены к обращению на фондовой бирже без прохождения процедуры листинга в соответствии с правилами допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга.

Сделки, с производными финансовыми инструментами, совершаются через фондовую биржу в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг."

10). В статье 15 слова: "членами фондовой биржи" заменить словами: "участниками торгов на фондовой бирже.

11). В статье 16:

часть вторую изложить в следующей редакции:

"Эмиссионные ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме. Предъявительские эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в документарной форме."

части третью и четвертую исключить;

часть пятую считать частью третьей, изложив ее в следующей редакции:

"При выпуске эмиссионных ценных бумаг на предъявителя на каждую ценную бумагу выдается сертификат. По требованию владельца может выдаваться один сертификат на две и более приобретаемые им ценные бумаги одного выпуска. Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя должен содержать реквизиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Сертификат эмиссионной ценной бумаги на предъявителя (за исключением сертификатов эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением) должен соответствовать требованиям к форме (в том числе к бланкам), установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации. Общее количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, указанных во всех выданных эмитентом сертификатах, не должно превышать количества эмиссионных ценных бумаг на предъявителя данного выпуска.";

часть шестую исключить;

часть седьмую считать частью четвертой и изложить в следующей редакции:

"Решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг на предъявителя может быть определено, что такие бумаги подлежат обязательному хранению в определенном эмитентом депозитарии (эмиссионные ценные бумаги на предъявителя с обязательным централизованным хранением). Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением не может быть выдан на руки владельцу (владельцам) таких ценных бумаг."

часть восьмую считать частью пятой;

часть девятую исключить;

части десятую - тринадцатую считать соответственно частями шестой - девятой;

часть четырнадцатую исключить; последнюю часть изложить в следующей редакции:

"Ценные бумаги, выпущенные российскими эмитентами, допускаются к размещению и обращению за пределами Российской Федерации (в том числе в форме ценных бумаг иностранных эмитентов, выпускаемых в соответствии с иностранным правом, и удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов) по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг."

12). В статье 17:

абзац тринадцатый части первой дополнить текстом следующего содержания:

"Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг иностранного эмитента подписывается уполномоченным лицом эмитента. Другие особенности оформления решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг иностранных эмитентов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг."

дополнить статью новой частью третьей следующего содержания:

"Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом), либо органом, осуществляющим в соответствии федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг юридических лиц иных организационно - правовых форм утверждается высшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг иностранных эмитентов утверждается уполномоченным органом эмитента в соответствии с учредительными документами эмитента.";

части третью-шестую считать соответственно частями четвертой-седьмой;

дополнить частями восьмой, девятой и десятой следующего содержания:

"Решение о выпуске облигаций, исполнение обязательств эмитента по которым обеспечивается залогом, гарантией или иными предусмотренными настоящим Федеральным законом способами, должно также содержать сведения о лице, предоставившем обеспечение, и об условиях обеспечения. Состав сведений о лице, предоставившем обеспечение, определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В этом случае проспект облигаций должен быть также подписан лицом, предоставляющим такое обеспечение. Облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивается одним из указанных способов, предоставляет ее владельцу также права требования к лицу, предоставившему такое обеспечение.

Решение о выпуске именных облигаций или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением также должно содержать указание на дату, на которую составляется список владельцев облигаций для исполнения эмитентом обязательств, составляющих облигацию. Такая дата не может быть ранее 14 дней до наступления срока исполнения обязательств по облигациям. Исполнение обязательства по отношению к владельцу, включенному в список владельцев облигаций, признается надлежащим, в том числе в случае отчуждения облигаций после даты составления списка владельцев облигаций."

13). В части четвертой статьи 18:

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"права, закрепленные ценной бумагой, в том числе в случае выпуска облигаций с обеспечением, - порядок и условия исполнения обязательств за счет предоставленного обеспечения;

абзац шестой исключить;

14). Статью 19 изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Процедура эмиссии и ее этапы

1. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено федеральными законами, включает следующие этапы:

принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг;

размещение эмиссионных ценных бумаг;

регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В случае эмиссии ценных бумаг при учреждении акционерного общества или при реорганизации юридических лиц в форме слияния, разделения, выделения и преобразования размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг.

2. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки, среди круга лиц, число которых превышает 500.

В случае если государственная регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый из этапов процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.

3. Если государственная регистрация выпуска ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии.

4. Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, ими установленном

15). Статью 20 изложить в следующей редакции:

"Статья 20. Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг.

1. Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется регистрирующими органами, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента или уполномоченного им лица.

К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются документы, исчерпывающий перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

3. Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) не позднее тридцати дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, приостанавливается на время проведения проверки.

4. Зарегистрированному выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер.

В случае регистрации в дальнейшем дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг, удостоверяющих тот же объем прав, что и объем прав, удостоверенный ранее зарегистрированным выпуском эмиссионных ценных бумаг, каждому последующему дополнительному выпуску таких ценных бумаг присваивается индивидуальный государственный номер, состоящий из индивидуального государственного номера, присвоенного первому зарегистрированному выпуску таких ценных бумаг, и собственного индивидуального государственного номера.

По истечении трех месяцев с момента регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг собственный индивидуальный номер дополнительного выпуска аннулируется.

Порядок присвоения индивидуального государственного регистрационного номера устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

5. Эмитент и должностные лица органов управления эмитента, на которые уставом и (или) внутренними документами эмитента возложена обязанность отвечать за полноту и достоверность информации, содержащейся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, несут ответственность за исполнение по данным обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регистрирующий орган отвечает только за полноту информации, содержащейся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг."

16). Абзац третий части первой статьи 21 заменить абзацами следующего содержания:

"несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

непредставление в течение 30 дней, по запросу регистрирующего органа, всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг."

17). Статью 22 изложить в следующей редакции:

"Статья 22. Общие требования к содержанию проспекта ценных бумаг

1. Проспект эмиссионных ценных бумаг должен содержать:

краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, аудиторе, оценщике и консультантах эмитента;

краткие сведения о порядке и условиях размещения эмиссионных ценных бумаг;

основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;

подробную информацию об эмитенте;

обзор финансово-хозяйственной деятельности эмитента;

подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью и краткие данные о сотрудниках (работниках) эмитента;

сведения об участниках (акционерах) эмитента и совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;

бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию;

подробные сведения о порядке и условиях размещения ценных бумаг;

дополнительные сведения об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах.

Требования к информации, которая должна быть указана на титульном листе проспекта эмиссионных ценных бумаг, устанавливаются Стандартами эмиссии ценных бумаг. Проспект также должен содержать введение, в котором кратко излагается основная информация, приведенная далее в проспекте.

2. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, аудиторе, оценщике и консультантах эмитента. Содержат перечисление лиц, входящие в состав органов управления эмитента, а также сведения о банковских счетах эмитента, аудиторе (аудиторах) эмитента заверивших годовую бухгалтерскую отчетность эмитента за три последних завершенных финансовых года, либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее трех лет, оценщике и консультантах эмитента.

3. Краткие сведения об объемах, сроках, порядке и условиях размещения по каждому виду, категории (типу) размещаемых эмиссионных ценных бумаг содержат следующую основную информацию:

Вид, категория (тип) и форма размещаемых ценных бумаг;

Номинальная стоимость каждой размещаемой ценной бумаги;

Предполагаемый объем выпуска в денежном выражении и количество ценных бумаг предполагаемых к размещению;

Цена (порядок определения цены) размещения ценных бумаг;

Порядок и сроки размещения

Порядок и условия оплаты размещаемых ценных бумаг;

Порядок и условия заключения договоров в ходе размещения ценных бумаг

Круг потенциальных приобретателей размещаемых ценных бумаг

Порядок раскрытия информации о размещении и результатах размещения ценных бумаг.

4. Основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента предоставляется за пять последних завершенных финансовых лет, либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, а также за последний завершенный отчетный период, и содержит сведения о:

показателях финансово - экономической деятельности эмитента;

рыночной капитализации эмитента и его обязательствах;

целях эмиссии и направлениях использования средств, полученных в результате размещения ценных бумаг;

рисках, возникающих в связи с приобретением размещаемых ценных бумаг.

5. Подробная информация об эмитенте содержит сведения об:

истории создания, деятельности и развития эмитента;

основной хозяйственной деятельности эмитента;

планах будущей деятельности эмитента;

участии эмитента в промышленных, банковских, финансовых группах, холдингах, концернах и ассоциациях, а также данные о дочерних хозяйственных обществах эмитента;

стоимости, составе и структуре основных средств эмитента, в том числе планах по приобретению, замене, выбытию основных средств.

6. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента содержат информацию о финансовом состоянии эмитента и динамике его изменения за пять последних завершенных финансовых лет, либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее трех лет, а также причинах и факторах, которые, по мнению эмитента, привели к такому изменению, в том числе:

Информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента, факторах, оказавших влияние на изменение выручки от продажи эмитентом товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от обычной деятельности, включая влияние инфляции, изменения курсов иностранной валюты, решений государственных органов, иных экономических, финансовых, денежных, политических, международных факторов;

Информацию о ликвидности эмитента, размере, структуре и достаточности капитала и оборотных средств эмитента;

Информацию о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития, в отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований;

Описание тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента.

7. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью и данные о сотрудниках (работниках) эмитента содержат:

информацию о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, в том числе, являющихся членами совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, членами коллегиального исполнительного органа управления эмитента, лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа управления эмитента (в том числе информация об управляющей компании), лицах, осуществляющих функции ревизора и/или членов ревизионной комиссии эмитента; в том числе сведения о характере любых родственных связей между любыми лицами, указанными выше;

сведения о размере вознаграждения, льгот и/или компенсации расходов по каждому органу управления (за исключением высшего органа управления) эмитента и контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью, выплаченных эмитентом за последний завершенный финансовый год, а также о существующих соглашениях и договоренностях относительно таких выплат в текущем финансовом году;

сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента и контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью;

данные о численности, и обобщенные данные о профессиональной подготовке, составе и географическому распределению сотрудников (работников) эмитента, а также об изменениях численности работников эмитента, в случае, если такое изменение является для эмитента существенным;

сведения о любых обязательствах эмитента перед сотрудниками, касающихся возможности их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента (приобретения акций эмитента), включая любые соглашения, которые предусматривают выпуск или предоставление сотрудникам опционов эмитента;

доли участия лиц, указанных в первом абзаце настоящего пункта, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента и его дочерних и зависимых обществ, а также доли принадлежащих указанным лицам обыкновенных акций эмитента и его дочерних и зависимых обществ, а также сведения об опционах эмитента и его дочерних и зависимых обществ, предоставленных таким лицам на акции эмитента.

8. Сведения об участниках (акционерах) эмитента и совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность, содержат:

сведения об общем количестве участников (акционеров) эмитента;

сведения об участниках (акционерах) эмитента, владеющих не менее чем 5 процентами его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) либо не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, в том числе, о размере доли участника (акционера) эмитента в его уставном (складочном) капитале (паевом фонде), а также доли принадлежащих ему обыкновенных акций эмитента;

сведения о доле участия государства или муниципального образования в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента, наличии специального права ("золотой акции");

сведения об ограничениях на участие в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента;

сведения об участниках (акционерах), владеющих не менее чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) участника (акционера) эмитента либо не менее чем 20 процентами его обыкновенных акций;

сведения об изменениях в составе и размере участия участников (акционеров) эмитента, владеющих не менее чем 5 процентами его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) либо не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, за пять последних завершенных финансовых лет, либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет;

сведения о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность за пять последних завершенных финансовых лет, либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, а также за период до даты утверждения проспекта;

сведения о размере дебиторской задолженности за пять последних завершенных финансовых лет, либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, в том числе по дебиторам, размер задолженности по которым составляет не менее 10% от общего размера дебиторской задолженности, а также дебиторской задолженности перед аффилированными лицами;

9. Бухгалтерская отчетность эмитента и иная финансовая информация содержит:

годовую бухгалтерскую отчетность эмитента за три последних завершенных финансовых года либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее трех лет, заверенная независимым аудитором;

квартальную бухгалтерскую отчетность эмитента за последний завершенный отчетный квартал;

консолидированную бухгалтерскую отчетность эмитента и его дочерних и зависимых обществ за три последних завершенных финансовых года либо за каждый завершенный финансовый год, за исключением случаев, когда составление такой консолидированной бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации эмитентом не осуществляется;

консолидированную бухгалтерскую отчетность эмитента в соответствии с требованиями международных стандартов за три последних завершенных финансовых года либо за каждый завершенный финансовый год, в том числе заверенная независимым аудитором, и сопровождаемая заключением такого аудитора, за исключением случаев, когда составление такой консолидированной бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации эмитентом не осуществляется;

сведения об общей сумме экспорта, а также размере процента, который составляет экспорт в общем объеме продаж;

сведения о существенных изменениях, произошедших в составе имущества эмитента после даты окончания последнего завершенного финансового года;

сведения об участии эмитента в судебных процессах в случае, если такое участие может существенно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности эмитента;

10. Подробные сведения о порядке и условиях размещения ценных бумаг включают информацию:

о размещаемых ценных бумагах, цене размещения (порядке ее определения), наличии преимущественных или иных прав на приобретение размещаемых ценных бумаг, любых ограничениях на приобретение и обращение размещаемых ценных бумаг;

о динамике изменении цен на ценные бумаги эмитента, в случае если такие ценные бумаги были допущены к обращению организатором торговли на рынке ценных бумаг, в том числе, фондовой биржей;

о порядке и условиях размещения ценных бумаг,

сведения об андеррайтерах, участвующих в размещении ценных бумаг,

сведения о круге потенциальных приобретателей ценных бумаг;

об организаторах торговли на рынке ценных бумаг, в том числе, фондовых биржах, на которых предполагается размещение и/или обращение размещаемых ценных бумаг;

о возможном изменении доли участия акционеров в уставном капитале эмитента, в результате размещения ценных бумаг;

о расходах, связанных с эмиссией ценных бумаг;

о способах и порядке возврата средств, полученных в оплату размещаемых ценных бумаг, в случае признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

11. Дополнительные сведения об эмитенте и размещенных им эмиссионных ценных бумагах содержат:

сведения о размере и структуре уставного (складочного) капитала (паевого фонда) эмитента и его изменении за пять последних завершенных финансовых года либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, с указанием решений уполномоченных органов управления эмитента, явившихся основанием для такого изменения;

Сведения о каждой категории (типе) и количестве акций эмитента с указанием:

прав, предоставляемых акциями их владельцам;

номинальной стоимости каждой акции;

количества находящихся в обращении акций;

количества дополнительных акций, находящихся в процессе размещения;

количества объявленных акций;

количества акций, находящихся на балансе эмитента;

количества дополнительных акций, которые могут быть размещены в результате конвертации размещенных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, или в результате исполнения обязательств по опционам эмитента;

сведения о предыдущих выпусках ценных бумаг эмитента, за исключением акций эмитента;

сведения о структуре органов управления эмитента и их компетенции, а также структуре органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью и их компетенции;

сведения о порядке созыва и проведения собрания (заседания) высшего органа управления эмитента;

сведения о существенных сделках, совершенных эмитентом за пять последних завершенных финансовых лет, либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, размер обязательств по которым составляет не менее 10 процентов балансовой стоимости активов эмитента по данным его бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

сведения о законодательных актах, регулирующих вопросы импорта и экспорта капитала, и которые могут повлиять на выплату дивидендов, процентов и других платежей нерезидентам;

описание порядка налогообложения доходов по размещенным и размещаемым эмиссионным ценным бумагам эмитента;

сведения об объявленных (начисленных) и выплаченных дивидендах по акциям эмитента, а также доходах по облигациям эмитента за пять последних завершенных финансовых лет либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, включая порядок выплаты дивидендов и иных доходов;

сведения о лицах, предоставивших обеспечение в случае выпуска эмитентом облигаций с обеспечением, а также условиях предоставления обеспечения исполнения обязательств по облигациям эмитента;

сведения о кредитных рейтингах эмитента, а также их изменении за пять последних завершенных финансовых лет, либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет;

сведения о коммерческих организациях, в которых эмитент владеет не менее чем 5 процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) либо не менее чем 5 процентами обыкновенных акций;

сведения о формировании и использовании резервного фонда, а также иных фондов эмитента за пять последних завершенных финансовых лет либо за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет;

сведения об организациях, осуществляющих учет прав на эмиссионные ценные бумаги эмитента;

сведения о порядке раскрытия документов, указанных в проспекте.

12. Объем информации, включаемой в проспект ценных бумаг в соответствии с настоящей статьей, определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

13. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами информация, содержащаяся в проспекте эмиссионных ценных бумаг, указывается на дату его утверждения уполномоченным органом управления эмитента. 14. В случае, если регистрация проспекта ценных бумаг осуществляется после государственной регистрации выпуска ценных бумаг требования абзацев четвертого - шестого части пятой настоящей статьи не применяются.

18). Дополнить статьей 22 следующего содержания:

"Статья 22 Утверждение и подписание проспекта эмиссии

Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) либо органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается органом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральными законами. Проспект ценных бумаг иностранных эмитентов утверждается уполномоченным органом эмитента в соответствии с его учредительными документами.

Проспект ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг. Проспект ценных бумаг также должен быть подписан аудитором, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, независимым оценщиком, подтверждающими достоверность указанной ими части проспекта ценных бумаг. В случаях публичного размещения и/или обращения ценных бумаг, проспект ценных бумаг должен быть подписан, финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающим, тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части подтвержденной аудитором и/или оценщиком.

В случае выпуска облигаций с обеспечением, лицо, предоставившее обеспечение, обязано подписать проспект ценных бумаг, подтверждающим тем самым достоверность информации об обеспечении.

Особенности оформления проспекта ценных бумаг иностранных эмитентов, включая круг лиц, подписывающих проспект ценных бумаг, определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг с учетом статуса эмитента.

Лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими. При этом, иск о возмещении ущерба по основаниям, указанным в настоящей статье, может быть предъявлен в суд в течение одного года со дня обнаружения нарушения, но не позднее трех лет со дня начала размещения или публичного обращения ценных бумаг."

19.) В статье 23:

части первую и вторую изложить в следующей редакции:

"В случае регистрации проспекта эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации.

В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, в том числе указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, в том числе указав порядок доступа потенциальных владельцев ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 1 тысячи экземпляров.

части третью - седьмую исключить."

20). В статье 24:

часть первую дополнить словами: "если иное не установлено настоящим Федеральным законом";

в части второй статьи 24 слова "учредительных документах и проспектах о выпуске" заменить словами "решениях о выпуске и проспектах эмиссии".

часть пятую изложить в следующей редакции:

"Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска таких ценных бумаг.";

часть шестую изложить в следующей редакции:

"Запрещается размещение ценных бумаг дополнительного выпуска путем открытой подписки ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг."

21). В статье 25:

в названии и по тексту слова "отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг" заменить словами "отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг";

дополнить статью новой частью четвертой следующего содержания:

"Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются документы, исчерпывающий перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.";

часть четвертую считать частью пятой.

22). Статью 26 дополнить частью следующего содержания:

"Срок исковой давности для признания недействительным выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, и отчета об итогах их выпуска не может превышать трех месяцев с момента регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) этих ценных бумаг."

23).Дополнить Федеральный закон статьей 27:

"Статья 27. Особенности эмиссии опционов.

Эмитент не вправе размещать опционы эмитента, если количество объявленных акций эмитента меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют такие опционы.

Количество акций определенной категории (типа), право на приобретение которых предоставляют опционы эмитента, не может превышать 5 процентов акций этой категории (типа), размещенных на дату представления документов для государственной регистрации выпуска опционов эмитента.

Размещение опционов возможно только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества".

24). Дополнить статьями следующего содержания:

"Статья 27 Особенности эмиссии и обращения облигаций с обеспечением

1. Облигациями с обеспечением признаются облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом (далее - облигации с залоговым обеспечением), поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией.

К отношениям, связанным с обеспечением исполнения обязательств по облигациям залогом имущества эмитента или третьего лица, положения Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов применяются с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Облигация с обеспечением предоставляет ее владельцу все права, возникающие из такого обеспечения. С переходом прав на облигацию с обеспечением к новому владельцу (приобретателю) переходят все права, вытекающие из такого обеспечения. Передача прав, возникших из предоставленного обеспечения, без передачи прав на облигацию является недействительной.

2. При эмиссии облигаций с обеспечением условия обеспечивающего обязательства должны содержаться в решении о выпуске облигаций, и, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственная регистрация выпуска облигаций сопровождается регистрацией проспекта облигаций, - в проспекте облигаций, а для документарной формы выпуска - также в сертификатах облигаций.

3. В случае, если обеспечение предоставлено третьим лицом решение о выпуске облигаций, проспект облигаций, а также сертификаты облигаций должны быть подписаны также лицом, предоставившим такое обеспечение.

4. Обеспечение по облигациям ограничивается номинальной стоимостью облигации, стоимостью иного имущественного эквивалента, доходами в виде процентов от номинальной стоимости облигации (стоимости иных имущественных прав).

5. В случае, если обеспечение по облигациям предоставляется иностранным лицом к отношениям связанным с обеспечением облигаций применяются нормы права Российской Федерации. Все споры, возникшие в следствии неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом, предоставившим обеспечение, своих обязанностей , подсудны судам Российской Федерации.

Статья 27.Облигации с залоговым обеспечением

1. Предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением могут быть только недвижимое имущество и ценные бумаги.

Имущество, являющееся предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением, подлежит оценке независимым оценщиком.

2. Каждый владелец облигации с залоговым обеспечением одного выпуска имеет равные со всеми другими владельцами облигаций этого же выпуска права в отношении имущества, являющегося предметом залога, а также в отношении страхового возмещения, сумм возмещения, причитающихся залогодателю в случае изъятия (выкупа) заложенного имущества для государственных или муниципальных нужд, его реквизиции или национализации.

3. Договор залога, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, считается заключенным с момента возникновения у их первого владельца (приобретателя) прав на такие облигации. При этом письменная форма договора о залоге считается соблюденной. В случае, если исполнение обязательств по облигациям обеспечивается залогом недвижимого имущества (ипотекой), то требования о нотариальной форме договора ипотеки и его государственной регистрации считаются соблюденными, при условии нотариального удостоверения и государственной регистрации учреждением юстиции решения о выпуске облигаций с залоговым обеспечением.

4. Нотариальное удостоверение и государственная регистрация учреждением юстиции решения о выпуске облигаций, обеспеченных ипотекой, осуществляются после государственной регистрации выпуска таких облигаций. Государственная регистрация ипотеки осуществляется учреждением юстиции одновременно с государственной регистрацией решения о выпуске облигаций, обеспеченных ипотекой.

Размещение облигаций, обеспеченных ипотекой до государственной регистрации ипотеки запрещается.

5. В случае, если исполнение обязательств по облигациям обеспечивается залогом недвижимого имущества (ипотекой), для государственной регистрации ипотеки вместо нотариально удостоверенного договора об ипотеке и его копии, а также документа, подтверждающего возникновение обеспеченного ипотекой обязательства, представляется нотариально удостоверенное решение о выпуске облигаций, обеспеченных ипотекой, и копия такого решения. При государственной регистрации ипотеки в качестве сведений о первоначальном залогодержателе регистрационная запись об ипотеке в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество должна содержать государственный регистрационный номер выпуска облигаций и дату его государственной регистрации, а также указание на то, что залогодержателями являются владельцы облигаций выпуска с указанным государственным регистрационным номером.

В случае признания выпуска облигаций, обеспеченных ипотекой, несостоявшимся регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодателя с приложением к нему документа, подтверждающего принятие регистрирующим органом решения о признании соответствующего выпуска облигаций несостоявшимся.

6. Если ценные бумаги не являются именными, они могут быть предоставлены в обеспечение по облигациям только при условии учета прав на них в депозитарии.

7. В случае, если облигации обеспечены залогом ценных бумаг, права на которые учитываются в системе ведения реестра или в депозитарии, после государственной регистрации выпуска таких облигаций и до начала их размещения залогодатель обязан зафиксировать обременение соответствующих ценных бумаг залогом у лица, осуществляющего учет прав на эти ценные бумаги. и представить доказательства такой фиксации в орган, осуществивший государственную регистрацию соответствующего выпуска облигаций, при регистрации отчета об итогах выпуска.

8. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по облигациям с залоговым обеспечением, имущество, являющееся предметом залога, подлежит реализации по письменному требованию любого из владельцев таких ценных бумаг, направленных залогодателю; лицу, указанному в решении о выпуске в качестве лица, которое будет осуществлять реализацию заложенного имущества, а также эмитенту таких ценных бумаг в случае, если залогодателем является третье лицо.

Владельцы облигаций с залоговым обеспечением имеют право заявлять указанные требования в течение двух месяцев со дня наступления срока исполнения обязательства (истечения последнего дня срока, если исполнение обязательств предусмотрено в течение определенного периода времени).

Торги по реализации заложенного имущества, которым обеспечены обязательства по облигациям, не могут быть проведены ранее истечения срока, установленного для предъявления требований владельцев указанных облигаций.

Денежные средства, полученные от реализации заложенного имущества, направляются лицам, являющимся владельцами облигаций с залоговым обеспечением, имеющими право на осуществление прав, удостоверенных указанными ценными бумагами, и заявившим свои требования в течение срока, установленного настоящей статьей для направления требований о реализации заложенного имущества или по истечении этого срока, но не позднее последнего дня срока, установленного в решении о выпуске этих ценных бумаг для реализации заложенного имущества. Сумма, вырученная от реализации заложенного имущества и оставшаяся после удовлетворения в указанном порядке требований владельцев облигаций с залоговым обеспечением подлежит зачислению в депозит нотариуса. Владельцы, не направившие указанные письменные требования о реализации заложенного имущества и не получившие средств от его реализации, имеют право получить их через депозит нотариуса в установленном порядке.

В случае, если по основаниям, предусмотренным законодательством, заложенное имущество должно перейти в собственность владельцев облигаций с залоговым обеспечением имущество, являющееся предметом залога по облигациям, указанное имущество переходит в общую долевую собственность всех владельцев облигаций, обеспеченных залогом.

Статья 27.Облигации, обеспеченные поручительством

Договор поручительства, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, считается заключенным с момента возникновения у их первого владельца прав на такие облигаций. При этом письменная форма договора поручительства считается соблюденной.

Договор поручительства, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям может предусматривать только солидарную ответственность поручителя и эмитента за неисполнение или ненадлежащее исполнение эмитентом обязательств по облигациям.

Поручителем по указанному в настоящей статье договору могут выступать только коммерческие организации, размер чистых активов которых не меньше суммы, указанной в договоре поручительства, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, а также суммы иных обязательств, обеспеченных этим поручителем, на момент исполнения поручителем обязательств.

Статья 27.Облигации, обеспеченные банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией

Банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, предоставляемые в обеспечение исполнения обязательств по облигациям, не могут быть отозваны.

Государственная гарантия может быть предоставлена в обеспечение исполнения обязательств по облигациям при условии, что сумма такой государственной гарантии не менее соответствующей суммы, отраженной в федеральном законе о бюджете на соответствующий год.

Срок, на который выдается гарантия, включая государственную или муниципальную гарантию, должен не менее, чем на шесть месяцев превышать дату (срок окончания) погашения облигаций, обеспеченных такой гарантией.

Условиями гарантии должно быть предусмотрено, что права требования к гаранту переходят к лицу, к которому переходят права на облигацию.

Гарантия, которой обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, должна предусматривать только солидарную ответственность гаранта и эмитента за неисполнение или ненадлежащее исполнение эмитентом обязательств по облигациям (за исключением обеспечения исполнения обязательств по облигациям государственной или муниципальной гарантией)."

25). Дополнить новой статьей 28 следующего содержания:

"Статья 28. Ограничения на обращение ценных бумаг

Обращение ценных бумаг до полной их оплаты и регистрации отчета об итогах их размещения запрещается. При этом публичное обращение ценных бумаг, в том числе ценных бумаг иностранных эмитентов, до регистрации проспекта ценных бумаг, запрещается."

Статью 28 считать статьей 28.

26). Части десятую и одиннадцатую статьи 29 исключить.

27). В статье 30:

часть четвертую изложить в следующей редакции:

"В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в следующих формах:

ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);

сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах)".

часть пятую изложить в следующей редакции:

"Ежеквартальный отчет должен содержать сведения и информацию, содержащиеся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в проспекте эмиссионных ценных бумаг, за исключением сведений о порядке и условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.";

часть шестую изложить в следующей редакции:

"Годовая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 1-й квартал.";

дополнить новыми частями седьмой - одинадцатой следующего содержания:

"В случае составления консолидированной бухгалтерской отчетности эмитента и его дочерних и зависимых обществ, такая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 2-й квартал.

Годовая бухгалтерская отчетность эмитента, а также консолидированная бухгалтерская отчетность эмитента и его дочерних и зависимых обществ за два предшествующих завершенных финансовых года в составе ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг не представляется.

В ежеквартальный отчет за четвертый квартал бухгалтерская отчетность не включается;

Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

Ежеквартальный отчет должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации. Ежеквартальный отчет должен предоставляться владельцам эмиссионных ценных бумаг эмитента по их требованию за плату, не превышающую накладные расходы по изготовлению брошюры. Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений.";

часть седьмую и восьмую частями двенадцатой и тринадцатой;

часть девятую считать частью четырнадцатой и абзац первый этой части после слов: "какого-либо эмитента" дополнить словами: "кроме облигаций";

части десятую - тринадцатую считать частями пятнадцатой - девятнадцатой;

часть четырнадцатую считать частью двадцатой и изложить в следующей редакции:

"Состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг."

28). Абзац третий статьи 32 исключить.

29). В статье 39:

часть вторую дополнить текстом следующего содержания: "Основаниями для отказа в выдаче лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, выданной кредитной организации, ее приостановления или аннулирования являются аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России"

дополнить частями следующего содержания:

"Для целей настоящего Федерального закона под аккредитацией в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг понимается официальное признание и регистрация их этим органом путем внесения брокера или дилера в реестр финансовых консультантов на рынке ценных бумаг. Аккредитация финансовых консультантов на рынке ценных бумаг осуществляется на основании заявления брокера/дилера в течение 10 дней со дня поступления в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Брокеры/дилеры могут быть аккредитованы в качестве финансовых консультантов при условии соответствия их собственного капитала требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и при наличии в штате работников, отвечающих установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг квалификационным требованиям.

Отзыв аккредитации осуществляется по соответствующему заявлению брокера/дилера, а также по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в случае:

аннулирования лицензии на осуществление брокерской/дилерской деятельности;

несоответствия финансового консультанта требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом; а также

если на основании решения суда эмитент был привлечен к ответственности за недостоверность, неполноту информации, содержащейся в подписанном им проспекте ценных бумаг или в связи с наличием в таком проспекте ценных бумаг информации, вводящей в заблуждение.

Аккредитация финансовых консультантов на рынке ценных бумаг не допускается в течение 1 года после ее отзыва по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг."

30). В статье 40:

часть первую изложить в следующей редакции:

"Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг, осуществляет контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности, устанавливает стандарты эмиссии ценных бумаг.";

часть третью изложить в следующей редакции:

"Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг являет коллегиальным органом, в состав которого входит 11 членов, в том числе председатель, первый заместитель председателя, три заместителя председателя и секретарь федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, являющиеся федеральными государственными служащими."

31). В статье 42:

первое предложение пункта 4 изложить в следующей редакции:

" устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, листингу и делистингу, устанавливает требования к ценным бумагам, подлежащим обязательному допуску к листингу на фондовой бирже, а также включает ценные бумаги в соответствующий перечень ценных бумаг и исключает их из такого перечня, устанавливает требования к производным финансовым инструментам, расчетно-депозитарной деятельности. Устанавливает совместно с федеральным органом исполнительной власти по управлению финансами Российской Федерации правила бухгалтерского учета и отчетности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Устанавливает правила учета операций с ценными бумагами и с финансовыми инструментами и составления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг".

пункт 13 изложить в следующей редакции:

"утверждает квалификационные требования, предъявляемые к руководителям и работникам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляет их аттестацию (проверку квалификации должностных лиц и работников предъявляемым квалификационным требованиям) в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата, а также определяет порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи"

пункт 15 изложить в следующей редакции:

"разрабатывает рекомендации по применению законодательства, регулирующего отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг;".

32). В статье 44:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг нормативы достаточности собственных средств и иные требования, направленные на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами, профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Банком России;";

пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6) устанавливает порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций; осуществляет самостоятельно либо совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций; назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций";

пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10) аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах ;"

33). Дополнить статьей 44 следующего содержания:

"Статья 44. Обязанности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

При осуществлении полномочий предоставленных настоящим законом федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан :

1) обеспечивать конфиденциальность предоставляемой ему информации, кроме информации, раскрываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

2) при направлении эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям запросов по предоставлению информации, представлять мотивированное обоснование необходимости получения запрашиваемой информации;

3) регистрировать все документы подлежащие регистрации в соответствии с настоящим законом в течение 30 дней с момента подачи указанных документов для регистрации, либо предоставить мотивированный отказ в указанный срок, если иные сроки не установлены настоящим законом;

4) предоставлять в течение 30 рабочих дней мотивированные ответы на запросы юридических лиц и граждан по вопросам относящимся к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг."

34). В пункте 2 статьи 51:

дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:

"Под манипулированием ценами понимаются действия, совершаемые с целью создания видимости повышения и (или) понижения цен и (или) торговой активности на рынке ценных бумаг относительно существующего уровня цен и (или) существующей торговой активности на рынке ценных бумаг, с целью побуждения инвесторов продавать или приобретать публично размещаемые и/или обращаемые ценные бумаги, в том числе:

распространение ложной или недостоверной информации;

совершение сделок с ценными бумагами на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовых бирж, в результате которых не изменяется владелец этих ценных бумаг;

одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющие существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;

соглашение двух или нескольких участников торгов или их представителей, о покупке (продаже) ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам.";

абзац второй считать абзацем третьим;

абзац третий считать абзацем четвертым и изложить в следующей редакции:

"В случае обнаружения фактов манипулирования ценами федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг проводит проверку указанных фактов в порядке установленных законодательством. В случае подтверждения фактов манипулирования ценами федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносит решение о привлечении лица (лиц) к ответственности, предусмотренной законодательством, и/или о приостановлении/ аннулировании выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензии, либо о направлении материалов проверки в правоохранительные органы."

дополнить абзацем пятым следующего содержания:

" Решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приостановлении/ аннулировании выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензии вступает в силу по истечении пятнадцати дней с момента его получения профессиональным участником рынка ценных бумаг, а в случае обжалования указанного решения в суд -- с момента вступления в силу решения суда. Решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг считается полученным с момента вручения копии решения уполномоченному лицу профессионального участника рынка ценных бумаг либо по истечении шести дней с момента направления копии решения по почте."

35). Дополнить статьей 51 следующего содержания:

Статья 51. Особенности размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов

1. Ценные бумаги иностранных эмитентов допускаются к размещению и публичному обращению в Российской Федерации, только если страна эмитента включена в список федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе включить страну в список только при условии наличия соглашения между ним и органом (организацией), регулирующим рынок ценных бумаг соответствующей страны, предусматривающего порядок их взаимодействия.

В случае публичного размещения и/или публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов учет прав на такие ценные бумаги осуществляется депозитариями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и соответствующими требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг к таким депозитариям.

2. Требования настоящего Федерального закона к документам, представляемым для государственной регистрации выпуска ценных бумаг иностранных эмитентов, составу сведений, включаемых в эти документы, их оформлению, а также к составу сведений и порядку раскрытия информации при обращении ценных бумаг иностранных эмитентов применяются с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

36). В тексте Федерального закона:

слова "Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг" и "Федеральная комиссия" заменить словами "федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг" в соответствующем падеже и числе;

слова "регистрация выпуска ценных бумаг" и слова "проспект эмиссии", "проспект эмиссии ценных бумаг" заменить соответственно словами "государственная регистрация выпуска ценных бумаг" и словами "проспект ценных бумаг" в соответствующем падеже и числе;

слова "сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента" заменить cловами "сообщения о существенных фактах".

Статья 2.

С момента вступления в силу настоящего Федерального закона ранее выданные сертификаты именных ценных бумаг приравниваются к выпискам из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг во исполнение настоящего Федерального закона в ______________________ срок разработать и утвердить необходимые нормативные акты, а также разработать процедуру объединения выпусков ценных бумаг, эмиссия которых была осуществлена до вступления в силу настоящего закона.

Федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также иным органам, осуществляющим регистрацию выпусков ценных бумаг, в шестимесячный срок осуществить объединение выпусков ценных бумаг эмиссия которых была зарегистрированных до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 3.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов указанных в части втором настоящей статьи.

Пункты ___, ___, ____, ___ статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент

Российской Федерации

 


01.10.2001

Проект о внесении изменений и дополнений в Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации

01.10.2001

Проект поправок в закон о РЦБ и закон об АО, касающихся депозитарных расписок

14.09.2001

Сравнительная таблица концептуальных основ деятельности СРО различных уровней

02.08.2001

Проект закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

13.07.2001

Проект закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

20.06.2001

Проект изменений в ст.7 и 8 закона о РЦБ.

30.05.2001

Проект федерального закона "Об инвестиционных фондах"

11.05.2001

К рассмотрению в Государственной думе готовится законопроект "Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах", под которыми имеются ввиду бумаги с ипотечным покрытием (закладные листы, ипотечные сертификаты участия и т.д.).

20.03.2001

Откровения руководителя регулирующего органа фондового рынка не остались незамеченными.

19.03.2001

20 марта состоятся парламентские слушания на тему "Совершенствование и регулирование конкуренции на рынке финансовых услуг"

27.02.2001

Комитет Государственной думы по экономической политике и предпринимательству проводит 16 марта парламентские слушания на тему "Развитие корпоративного управления в России".

15.02.2001

В последнее время, в прессе активно обсуждается вопрос об изменениях в Закон о негосударственных пенсионных фондах предлагаемых ФКЦБ.

Rambler's Top100 Rambler's Top100