М Н Е Н И Е    Э К С П Е Р Т О В
Архив

 
 
30.04.2003

Экспертное заключение
О страховых тарифах для управляющих компаний и специализированного депозитария

В соответствии с законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", субъекты инвестирования средств пенсионных накоплений - управляющие компании и их специализированный депозитарий обязаны застраховать свою профессиональную ответственность. Страховая сумма для депозитария - не менее 300 млн.руб., для управляющих компаний - не менее 5% от средств, переданных в управление, если их сумма меньше 6 млрд.руб., и не менее 300 млн.руб., если сумма больше. Однако, Министерство финансов РФ предлагает убрать из закона норму об обязательном страховании, ссылаясь на невозможность разработать тарифы по данному виду страхования из-за отсутствия практики по нему.

Предложение Минфина может устроить управляющие компании и специализированные депозитарии, так как страхование до сих пор воспринимается многими участниками рынка ценных бумаг как некий дополнительный оброк, навязываемый государством или их саморегулируемыми организациями. Страхование дело дорогое, тем более что ряд участников рынка уже страхует риски профессиональной ответственности и риски противоправных действий и компьютерных преступлений. Страховые суммы здесь колеблются от одного до 160 млн. руб., а количество, например, застрахованных депозитариев по данному виду страхования составляет около 20. С другой стороны, в условиях ограничения законом размера доходов управляющих компаний, особого желания нести дополнительные расходы на страхование, - у них нет. Однако, "простое" предложение Минфина, подкрепленное мнением некоторых страховщиков - дать возможность рынку регулировать данный процесс - вряд ли устроит Правительство РФ и главное, застрахованных лиц, которые хотят быть уверены в надежности разворачивающейся системы пенсионных накоплений.

Коллизия, когда тарифы по обязательному страхованию не могут быть разработаны из-за отсутствия достаточной практики, а опирающаяся на требования закона практика возможна лишь на основе базовых тарифов, по мнению ряда экспертов, все же может быть разрешена. Во-первых, опыт добровольного страхования рисков профучастников рынка ценных бумаг и урегулирования убытков, у российских страховщиков накапливается с 1995 года. Во-вторых, риски специализированных депозитариев и управляющих компаний, привлекаемых к работе с пенсионными накоплениями, имеют ту же природу, что и риски иных финансовых институтов, работающих с деньгами клиентов.

По мнению крупнейших страховщиков, норма об обязательном страховании профессиональной ответственности спецдепозитария и управляющих компаний все - таки должна сохраниться в законе "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". А для разработки тарифов по данному виду страхования могут быть использованы следующие принципы:

  • в качестве отправной точки расчета применять страховые тарифы по страхованию рисков ошибок, небрежности, умышленных противоправных действий сотрудников либо третьих лиц для депозитариев и инвестиционных компаний;
  • скорректировать данные тарифы в сторону понижения, так как обслуживать Пенсионный фонд России будут компании, соответствующие специальным требованиям закона "Об инвестировании …" и риск нарушения договорных отношений специализированным депозитарием и управляющими компаниями и наступления убытков будет ниже;
  • установить ограничения сверху уровня оплаты страхования в проценте от доходов от обслуживанию средств пенсионных накопления, исходя из сложившейся рыночной практики и структуры издержек участников рынка.

Безусловно, к числу массовых видов страхования отнести данный вид будет нельзя, так как число участников рынка первоначально допущенных к работе с пенсионными накоплениями составит не более 10-15. Можно предположить, что и количество игроков страхового рынка будет не более 2-3. И выиграет из них тот, кто этим видом страхования уже серьезно занимается. А значит, выиграют в надежности системы и застрахованные лица.

Если же думать о перспективе, то возлагать ответственность за создание гарантий сохранности пенсионных средств только на коммерческие структуры вряд ли рационально. Возможно, следует в дальнейшем для создания гарантий адекватных масштабам пенсионных накоплений изыскать дополнительные инструменты управления рисками помимо собственного капитала управляющих компаний и специализированного депозитария и страхового покрытия.

       А.Н.Плахотная

 

17.02.2003 О законе "О НПФ"
 
17.12.2002 О перспективах саморегулирования
 
23.10.2002 О поправках в закон о РЦБ
 
05.09.2002 О Центральном депозитарии
 
07.08.2002 "О законе о несостоятельности (банкротстве)"
 
05.07.2002 О законе об ипотечных ценных бумагах
 
04.06.2002 Об изменении статуса привилигированных акций типа Б
 
20.03.2002 О проведении собраний акционеров
 
28.01.2002 Белая книга корпоративного управления
 
23.11.2001 Положение о депозитарной деятельности
 
11.10.2001 Об АДР
 
07.09.2001 О госконтроле
 
30.07.2001 О лицензировании регистраторов
 
07.06.2001 Об инвестфондах
 
23.05.2001 О поправках Правительства
 
23.04.2001 По вопросу правовых основ маржинальной торговли на российском фондовом рынке
 
09.04.2001 По вопросу принятия ФКЦБ России постановления "О порядке выдачи разрешений ФКЦБ на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг" (далее - Постановления.
 
29.03.2001 Предварительное экспертное заключение на законопроект по внесению изменений и дополнений в закон "О рынке ценных бумаг" внесенный группой депутатов Государственной Думы РФ (В.Тарачев и другие)
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100